Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


21.05.2013 / Ю.Тазов
Источник: mba.su

1001- я страшилка про МВА (заметки на полях)

Как только бизнес-школы выходят на финишную прямую наборов на программы МВА, в СМИ раздается очередной плач Ярославны по поводу ущербности отечественного МВА и школ бизнеса. Находится масса экспертов, желающих раскрыть глаза несведущим. Почитаем один из последних текстов с карандашом в руках.

Текст статьи (за исключением самопиара автора) Заметки на полях

Harvard Business Review опубликовал свой список 100 наиболее эффективных руководителей в бизнесе по всему миру. Интересным фактом является то, что только 27% из них имеют степень MBA.

Факт интересный, но явно не годится, для того чтобы делать вывод о том, что МВА эффективному руководителю не нужна. Вам нужно, чтобы их было 100% из ста? С аналогичным подходом можно пытаться доказывать, что высшее образование эффективному руководителю не нужно.

Если внимательно всмотреться в глобальную экспансию новых корпоративных гигантов из Бразилии, Мексики, Китая, Индии и развитие наиболее продвинутых российских корпораций, то можно прийти к выводу, что их успех не сильно зависит от количества MBA-выпускников в штате.

Сильно-не сильно - это разговор в высшей степени не конкретный. «Успех корпораций» зависит от сотен, если не тысяч факторов, среди которых «количество выпускников МВА в штате» не является главным.

Многие бизнес-школы начинают сокращать традиционные двухлетние программы до одного года. Да, при этом может увеличиваться ежедневная нагрузка, но в целом, MBA все больше напоминает штамповочный конвейер, как описывает Ракеш Хурана, профессор Harvard Business School, в своей книге «From Higher Aims to Hired Hands: The Social Transformation of American Business Schools and the Unfulfilled Promise of Management as a Profession».

Начинают, но сокращают в основном, до 18 месяцев. Сокращение на полгода, из которых два летних месяца - и это уже «напоминает» штамповочный конвейер»?


Генри Минцберг, профессор Mc Gill University и автор известной книги «Managers Not MBAs», уверен, что MBA-программы обучают не тех людей и не тому. Тем временем выпускники MBA описывают свои злоключения по адаптации в родных развивающихся странах и жалуются на значительный отрыв теории MBA от реальностей окружающей деловой среды.

Это известное мнение Минцберга, который выступает в роли жесткого критика МВА. Чаще всего, справедливо. Но на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Благодаря Минцбергу школы бизнеса многое изменили в своих программах. Спасибо ему.

Западная модель капитализма оказалась в серьезном кризисе, и здесь не последнюю роль играет ценность и качество бизнес-образования, предоставляемое «хвалеными» ведущими мировыми бизнес-школами или, перефразируя американскую поговорку, стоит следующий вопрос:

«Если вы такие умные, то почему вы в кризисе?»

Что и какую роль играет в мировых экономических кризисах спорят экономисты мирового уровня.

Спускаясь вниз, с уровня «хваленых» мировых бизнес-школ, подобный вопрос можно переадресовать и каждому из нас.

Даже автору: Если вы такие умные, что даете советы «западной модели капитализма», то почему вы сами еще не в TOP-500 крупнейших компаний мира?

Несколько лет назад Билл Гейтс, выступая на одной из конференций, заявил, что в ближайшем будущем лучшие программы ведущих мировых профессоров станут доступны любому онлайн. Крупнейшие университеты уже начали «революцию в образовании» и запускают модульные программы, как индивидуально (University of California-Berkeley, Johns Hopkins University, Massachusetts Institute of Technology, California State University, Stanford University, Carnegie Mellon University), так и совместные, объединяющие несколько вузов («Силиконовый» стартап Udacity и San Jose State University - проект MOOC; MassachusettsInstituteofTechnology и Harvard - проект eDx,) доступные для всех и часто даже бесплатно.

Выступил, заявил. Хорошо, что лекции профессоров из «хваленых» бизнес-школ будут доступны любому. Если бесплатно - тоже неплохо.

Кстати, ирония с Гейтсом, которого Harvard отчислил с третьего курса за неуспеваемость, но в июне 2007 (c 30-летним опозданием!) года вручил диплом и присвоил почетную ученую степень, приобретает еще больший комический оттенок.

Читай между строк: Harvard подписался в полной бессмысленности хорошего образования для способных людей даже в ТОПе бизнес-школ, поскольку они все равно находят свой путь к успеху.

Глупенькому Harvard 'у нужно было вручить диплом об окончании обучения Гейтсу уже на первом курсе! И всем неуспевающим студентам заодно - тоже. А мы в свое время зачем-то экзамены сдавали, проекты делали....

Между строк читать тут нечего. «Способные всегда находят путь к успеху», Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овес...А хорошее образование еще никому не помешало!

Нельзя игнорировать и другие многочисленные технологические тренды, ориентированные на онлайн-экспансию образовательных программ, появляющихся буквально ежечасно. По прогнозам исследовательской фирмы Markets and Markets, контентный сегмент онлайн-образования составит к 2017 году $72.9 млрд. Все эти онлайн-инициативы в совокупности, предоставляя огромный выбор высококачественного онлайн-обучения (по крайней мере, для стремительно растущего числа овладевающих английским языком), несут большие угрозы для постсоветских вузов, все еще утопающих в «ярмарке тщеславия».

Нельзя также игнорировать и различия в эффективности офф- и онлайн обучения. Онлайн-обучение не заменяет оффлайн-, а лишь дополняет его. Так же, как эсэмэски любимой женщине дополняют поцелуи и объятия.

В итоге, конкуренция в сфере MBA вскоре окончательно переместится из более-менее географически ограниченной территории, существенно затруднявшей действия конкурентов (за счет чего, в принципе, и держится бизнес большинства постсоветских MBA-программ), в безграничную виртуальную реальность. Тогда любой, имеющий трезвую голову и владеющий английским, скорее станет иностранным онлайн-студентом, чем отечественным оффлайн-студентом.

Прямо «Апокалипсис сегодня»! Не стоит ручаться за всех, имеющих трезвую голову». И владение английским языком еше не говорит о том, что его носитель обязательно будет учиться у западных профессоров. Думается, не все умные профессора и преподаватели школ бизнеса сконцентрированы в западном полушарии...

Причины проблем и постсоветский акцент

С развитием интернета последовательно и методично разрушаются значения привычных ресурсов знаний и, вместе с ними, ранее непререкаемые образовательные авторитеты. Принципы ведения бизнеса, технологии, скорость обмена информацией меняются с невероятной скоростью. Если в советское время вузовский диплом сохранял акутальность до пяти лет, то теперь новая литература (даже на английском, не говоря про переводную) по бизнесу устаревает, еще не выйдя из печати.

С развитием интернета «ранее непререкаемые образовательные авторитеты» ничуть не разрушаются. Аристотель и по прошествии двух тысяч лет, умнее нас с автором «плача по МВА» вместе взятых.

Кажется, мы путаем доступный объем информации с образованием...

Потому что появившиеся за время печати новые решения, технологии, инструменты, приложения и прочие новшества уже в корне подорвали вчерашние подходы к решению бизнес-проблем. Это привело к тому, что знания перестали быть активом, который может обеспечить их обладателю прочный фундамент в течение относительно долгого периода. Знания плавно перетекли в новостную категорию. Если вчера в любой точке планеты кто-то предложил новый подход в бизнесе, то сегодня уже весь мир активно обсуждает, исследует и внедряет его, и писать учебник - просто глупо.

Никакие сегодняшние новшества не способны подорвать вчерашние подходы моментально. Бизнес-среда, равно как и другие социальные среды, достаточно консервативна. Новые «подходы в бизнесе» появляются далеко не каждый день. Все это не отменяет написание учебников.

В свою очередь, все это в совокупности лишает любого преподавателя статуса единственного или непререкаемого авторитета в специфической области знаний, даже в отдельно взятой географически ограниченной территории. Современными авторитетами становятся онлайн-платформы, начиная с Wikipedia и заканчивая наиболее продвинутыми образовательными порталами.

А я знаю много преподавателей, которые и сейчас, в начале 21 века являются непререкаемыми авторитетами для своих слушателей. Жаль, что там, где учился автор, таких преподавателей не было...Если умных людей в родном отечестве нет - тогда уму-разуму нужно учиться за границей.

Как развивались MBA-программы в постсоветских вузах?

Вузы, не успев вступить в Болонский процесс, попытались совершить «большой прыжок» от бакалавриата к магистратуре. Такая спешка могла быть оправдана только в тех областях, где российские вузы уже имели исторически наработанный, солидный, академический, научный и технологический багаж, признаваемый на международном уровне, как например: фундаментальные науки, оборонные системы, авиация, космос, некоторые области инжиниринга, добывающие отрасли, и некоторые другие.

Чушь.

Но такой «номер» не мог пройти в бизнес-образовании, поскольку коммерческая жилка у пролетариата методично вытравливалась в течение нескольких предыдущих поколений. Нужно было очень много и упорно трудиться, создавая систему с нуля и шаг за шагом, чтобы добиться востребованного качества, устойчивости и международного признания.

«Много и упорно трудиться, создавая...и шаг за шагом...» - неплохое благопожелание. Но, к сожалению в нашем с автором бывшем общем отечестве - иные темпо-ритмы.

«Международное признание» - очень коньюнктурная штука, и автор не может об этом не знать.

К сожалению, у абсолютного большинства постсоветских ректоров и преподавателей вузов, духу не хватило даже на отдельно взятое направление. И они начали наспех «лепить» MBA из подручных средств и ресурсов, не успев выстроить качественную и устойчивую систему бакалавриата, перебросились на запуск магистрских программ.

Глупенькие «ректоры и преподаватели» поторопились. «Лепить МВА из подручных средств»? - начинаю сильно сомневаться в компетентности автора.

Причем тут бакалавриат с магистратурой?

Первые программы МВА в конце 90-х неплохо ложились на обычное советское высшее образование.

Почему? Потому что с подачи самих же вузов «MBA» в ушах обывателей зазвучал «внушительней и престижней» в сравнении с опостылевшими университетскими программами, и, самое главное, со студентов можно было получать более высокую плату за обучение, принимая их без сдачи GMAT и других традиционных требований.


А как же любимый автором Билл Гейтс (см.выше). Все равно «способные всегда находят путь к успеху».

Откуда вдруг взялись местные преподаватели для постсоветских MBA? В основном это были те же преподаватели бакалавриата, которых наспех «переобули» на магистратуру.

Чушь. Причем тут бакалавриат с магистратурой?

Преподаватели магистратур, по большей части, не только не имели необходимой академической и практической подготовки (включая многолетние стажировки в адекватных зарубежных бизнес-школах, системы непрерывного академического обмена информацией и повышения квалификации) и достаточного опыта, но и зачастую даже уверенного знания английского языка, без которого ни в современном бизнесе, ни в бизнес-образовании просто делать нечего.

Начинаю догадываться: автор полагает, что программа МВА - разновидность магистратуры...

«Многолетние стажировки» в «хваленых бизнес-школах» в условиях молниеносного обновления бизнес-контента....у автора что-то с логикой.

Вы попробуйте - у Вас получится...

Соответственно, во многом их ресурсы «самопросвещения» ограничивались переводной литературой, непонятно кем выбранной для перевода, запаздывавшей, как минимум, на два-три года, и где само качество перевода может попросту ввести в концептуальное заблуждение, ну, и конечно, «доморощенной» на такой основе внутривузовской литературой. В результате, и без того ограниченные преподавательские ресурсы, были «тонко размазаны» по бакалавриату и магистратуре, т.е. и бакалавриат подорвали, и магистратуру не потянули.

Опять глупцы! Теперь к преподавателям добавились переводчики...

И опять какой-то сбой с бакалавриатом и магистратурой...

Не стоит упускать из виду и зарубежных преподавателей, хлынувших на постсоветские просторы. Просто сядьте и без ложной гордости задайте себе вопрос: какой успешный и авторитетный профессор или преподаватель ведущей мировой бизнес-школы, решит ехать в «пост-совок», преподавать в заштатном (по мировым меркам) вузе, чертыхаться в нашей реальности и таким образом ломать свою карьеру? В основном, это: откровенные авантюристы, не ужившиеся по разным причинам в родной среде; преподаватели бизнес-школ третьего уровня и ниже, которые давно и беспросветно «застряли» в академической карьере на родине; ищущие легкого способа записи в своем резюме «international experience» (необходимого для галочки в академической биографии); бывшие низкооплачиваемые преподаватели-пенсионеры, ищущие надбавку к маленькой пенсии; просто серая посредственность, уход которой никто в родной бизнес-школе не заметит, но которая имеет шансы «засиять» на постсоветском пространстве, и другие подобные «профессора удачи».

Полная чушь.

Фулбрайтовский стипендиат Руссакис в МИРБИСе, Кетс де Врис вместе с Адизесом в РАНХи ГС - подобных примеров в российских школах бизнеса сотни, тысячи.

В итоге, постсоветские вузы имеют то, что имеют - невыносимо примитивный и устаревший контент, низкое качество программ, преподавателей-недорослей, массовый академический плагиат, повальную коррупцию, и пр., и как итог - дискредитированную систему, раздутое тщеславие и непомерное эго.

Мы все-таки про ВУЗы или про школы бизнеса? Про МВА или первое высшее?

Безусловно, к отечественным школам бизнеса можно предъявлять претензии разного рода, но нельзя не заметить, что они сильно изменились в лучшую сторону за последние двадцать лет. Запросы слушателей возросли кратно, но обучение - всегда совместный проект  школы (преподавателя) и слушателя.

Самое интересное, что многие вузы и на этом не остановились. Теперь они приступают к штамповке DBA. Некоторые постсоветские вузы уже умудряются ежегодно выдавать «дипломы DBA» в количествах, оставляющих далеко позади ведущие мировые бизнес-школы. И даже гордятся этим. Вопросы повторяются: почему они это делают и откуда кадры?

Открою секрет: на «штамповку» DBA на всем рынке СНГ недостаточно кандидатов.


Ну, и, наконец, стоимость обучения во многих лучших вузах по меркам СНГ, но заштатных по мировым меркам, уже сравнялась или перевалила стоимость обучения в хороших мировых вузах.

И? Автор-бизнесмен или где? Удовлетворение спроса - главная задача бизнеса.

Роль HR-ов

Сейчас уже трудно определить, кто первым запустил этот тренд «обязательности или желательности MBA» для тех или иных должностей, но эта аббревиатура превратилась в «магическую», без которой, вроде как, в большом корпоративном мире не прорвешься и высоко не поднимешься. В какой-то момент для HR-ов эта аббревиатура стала даже спасительной: не надо больше голову ломать над глубокой оценкой реальных способностей кандидатов - можно просто вписать в требования к вакансии «обязательность» или хотя бы «желательность» MBA, и дело сделано. Ну, а если принятый не справится, то всегда можно отбиться: «что поделаешь, такие дипломы выдают!» Но вряд ли кто-то из них сможет внятно объяснить, какие же преимущества дает MBA своему обладателю в сравнении, например, с очень толковым выпускником колледжа, или просто способным самоучкой, или прирожденным управленцем?

Стремление «упростить» реальность имманентно присуще человеку, чего ж HR-ов винить.

Что до преимуществ, то более того - до сих пор никто внятно не смог объяснить, какие же преференции дает высшее образование своему обладателю!

Особенно, в сравнении с самородком, гением, Биллом Гейтсом...

Просто оглянитесь на CEO и владельцев большинства успешных российских компаний и подумайте: как они могут управлять всем бизнесом без MBA (а порой и вовсе со школьным или, в лучшем случае, непрофильным образованием) и почему компании обязательно нужен обладатель MBA для заполнения функционально-ограниченной и менее ответственной должности?


Оглянитесь и на тех, кто управляет своим бизнесом, имея МВА за плечами. И спросите, почему компании непременно нужен человек необразованный, нахватавшийся знаний по интернету?

Кандидаты на «MBA-позиции»

Видя нарастающую тенденцию требований по образованию, корпоративные карьеристы начали «адаптироваться» под них: «Нужен MBA? Нет проблем, найду вуз, где меня примут и обучат без излишнего напряжения, и положу вам на стол». Таким образом, эти три стороны (университеты, HR-ы и кандидаты) создали хорошо «смазанную» круговую поруку. И вроде как «win-win-win».

Карьеристы и нечистые на руку люди есть везде. Равно как и наоборот. Но наличие жуликоватого слесаря в ЖЭКе не отменяет ЖКХ всей страны. (хотя и к ЖКХ много вопросов).

Но если все три стороны в выигрыше, то есть ли кто-то, кто в проигрыше? В проигрыше - бизнес, как отдельно взятый, так и в национальном масштабе, и в конечном итоге - национальная экономика. Почему? Потому что таким образом стимулируется и поощряется не толковость (нужная бизнесу), а наличие бумажной степени (нужная только трем сторонам). И как только «бумажка заполнит вакансию», мало кто будет считать потери и убытки от неэффективности, бестолковости и просто деловой некомпетентности обладателя «бумажки».

Бизнес в любом масштабе, также как и национальная экономика - не такие безнадежные структуры, как Harward (см. выше) - в них, как правило, выстроены системы отбора лучших кадров. Есть ошибки? К рычагам управления попадают не самые лучшие (без бумажки МВА)? Увы,  никто еще не создал стопроцентно верную систему подбора лучших кадров.

Что делать дальше?

Теперь, учитывая, что даже ведущие западные бизнес-школы стоят на большом распутье и еще плохо представляют, куда и как двигаться дальше, постсоветским вузам необходимо учесть множество факторов.

Опять троешники! Посторонитесь, сейчас я им все объясню!

Как всегда, на Западе уже предлагается множество рецептов по выводу MBA из кризиса, начиная от усиления партнерства между бизнесом и образованием, внедрения управления бизнес-школами как реальным бизнесом, а не академическим учреждением, создания инновационной модели вузов, - и до диверсификации финансирования бизнес-образования. Например, в Великобритании, Ричард Брэнсон предложил правительству подумать об опции перевода грантов, выдаваемых на обучение школьникам-выпускникам в стартовый капитал, для тех из них, кто не хочет учиться в университете, но готов создавать свой бизнес.

Брэнсон-Брэнсоном, а где же собственный полет мысли? С критикой явно лучше получалось...

Вузы. В свете происходящих в бизнес-среде и бизнес-образовании изменений безошибочными будут следующие ключевые стратегии (часть из них известна, но мало кто реально делает что-то):

«Безошибочные ключевые стратегии» - автор явно учился на МВА! Только они что-то знают «безошибочно»!

- более тесная связь с работодателями для определения реальных потребностей реального бизнеса;

- перестать готовить специалистов, большинство которых после выпуска не сможет найти работу по специальности;

- вузы должны перестроиться с «продаж» программ на реальную помощь студентам в достижении их индивидуальных целей;

- преподаватели должны забыть о своей «авторитетности» и стать эффективными посредниками, направляющими и содействующими студентам в приобретении нужных им знаний;

- соответственно, должны радикально измениться и методологии преподавания;

- агрессивно отслеживать деятельность конкурентов, не исключая мировых, не забывая, что онлайн-обучение не знает границ, кроме языковых;

- адаптировать стоимость обучения под его реальную международную ценность, а не национально-спекулятивную;

- развивать исследовательскую деятельность с целью постоянного изучения показателей по обучению и адаптации к ним методологий преподавания;

- прекратить дальнейшее физическое расширение площадей вузов;

Yes!!!

- обеспечить наличие у каждого студента ноутбука и бесплатного вузовского wi-fi, которые в самом скором времени, должны вытеснить бумажные учебники;

Да!!!!

- наиболее эффективной инвестицией в бизнес-образование, которая принесет наибольшую отдачу, становится создание комплексных, интегрированных, вузовских порталов со следующими ключевыми характеристиками: доступ 24/7; внутренняя электронная почта, охватывающая ППС, административный персонал и студентов; LMS/LCMS, включая оцифрованные архивы, базу знаний и платформы для онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью дистанционных обсуждений; электронные библиотеки; администрирование учебного процесса; мгновенные электронные опросы; прием промежуточных электронных тестов; личные студенческие аккаунты; исследовательско-аналитические платформы для непрерывных оценок обучающих продуктов; аккаунты вузов в социальных сетях; системы мгновенного оповещения; SMS-рассылки обновлений и новостей; apps для доступа к порталу с мобильных устройств и многие другие компоненты.

Явно плагиат. Откуда?

Вследствие онлайн-экспансии ведущих мировых вузов, магистрские программы могут быть потеряны гораздо быстрее, чем бакалавриат (из-за относительно более высокого уровня развития претендующих кандидатов), и, соответственно, укрепление позиции нужно начинать с того, что будет легче удержать.

Бездействие вузов приведет к их вытеснению из рынка, даже без физического появления конкурентов на определенной территории, и гораздо быстрее, чем они могут себе представить.

Говорили вам, равняйтесь на Harward...

HR-ы. Продолжая цепляться за формальные артибуты, HR-ы собственноручно деградируют внутрикорпоративный профессионализм и снижают эффективность бизнеса в целом. Нужно перестать раскручивать маховик MBA-инфляции формальными требованиями, удалить из объявлений по вакансиям формальную «шелуху» требований к образованию, вернуться к фундаментальным основам отбора персонала и научиться оценивать реальные (а не бумажные!) способности, навыки и практический опыт кандидатов. Этим они несказанно помогут своему бизнесу и оправдают свое предназначение в компании.

Теперь к преподавателям и переводчикам добавились HR-ы. Или HR-ры?

HR-ы, слушай мою команду! МВА - из вакансий удалить и начать работать вдумчиво!

Карьеристы (в хорошем смысле!). Если отбросить тщеславие (стоящее за обладанием «корочкой» MBA) и разобраться по сути, то каждому из нас для развития и успеха нужны только определенные знания, а не сама степень MBA (как набор обязательных дисциплин). Это доказал Стив Джобс, посещая в колледже только те предметы, которые интересовали лично его, и в результате не получил диплома (не выполнив обязательную программу). По иронии, выбранные предметы не касались компьютерных наук (которыми он овладел как самоучка) как его специализации, а относились к дизайну продуктов и послужили одной из составляющих будущего успеха продуктов Apple.

Есть предложение: на МВА учиться можно, но диплом - не брать. И HR-ру о нем не говорить.

В остальном автор прав: учиться нужно для развития, «способные всегда находят путь к успеху», Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овес...

Нарабатывайте опыт, чтобы слава о вас состояла из реальных дел и достижений, а не «бумажек». Перестаньте «прогибаться» под формальности, отбрасывайте все предложения, где вас оценивают не по достижениям, а по наличию формальных атрибутов, и тогда вы не попадете в корпоративное «болото», где будет невозможен настоящий профессиональный рост среди набранного таким же образом «офисного планктона». Точнее определяйте свои потребности в знаниях, и, если они есть, компенсируйте точечными, но высококачественными курсами/программами самых лучших бизнес-школ. Лучше потратьте все деньги на один хороший, но действительно нужный курс, чем на несколько сомнительных.

Плагиат из Макаревича: Не стоит прогибаться под изменчивый мир, когда-то он прогнется под нас!

Знайте, зачем идете учиться, мойте руки перед едой, деньги тратьте с умом, Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овес....


Ну а тем, кому все же неймется получить диплом MBA и попутно выбросить кучу денег с парой лет жизни, по крайней мере, при выборе бизнес-школ: будьте разборчивей, не ищите легких путей к обладанию и сохраняйте чувство собственного достоинства, с тем, чтобы это было настоящим вызовом самому себе в профессиональном и жизненном смысле и предельным напряжением для ваших мозгов - тогда, позже, у вас будет оправдание перед самим собой.

Теперь о вас, болезных - любителях МВА..Ну если так вам уж хочется потратить кучу денег, времени, усилий - фиг с вами!

Но учтите, неразборчивость и случайные связи ведут к..., Волга впадает в Каспийское море, лошади кушают овес....

Для всех остальных, кому никогда не сиделось в классе и было скучно слушать преподавателей, но кто хорошо осознает, что по ходу жизни уже давно перерос MBA и все другие «престижные» степени: перестаньте искать себя в корпоративном мире и займитесь своим собственным делом. Вы уже готовы к этому, дерзайте и помните слова Уинстона Черчилля: «Успех - это способность двигаться от неудачи к неудаче без потери энтузиазма» и Генри Форда: «Неудача - это единственная возможность начать сначала и более разумно». Этого не преподают нигде, кроме школы жизни.

Для нормальных пацанов: идите в самую гущу жизни, дерзайте, ошибайтесь, любите, растите детей, Волга...

Но не дай вам бог пойти в школу бизнеса! Замучают неудачи! Придет серенький волчок...

Полный текст статьи


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования