Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


17.11.2016 / Малышева Лариса, директор МВА-центра УрФУ
Источник: MBA.SU

Что нам нужно от бизнес-школы?


Сейчас уже совершенно точно наличие площадей, библиотеки, компьютерных классов и доступа в интернет относится к гигиеническим факторам. Компьютеры есть, практически, у каждого студента. Доступ в интернет осуществляется через Wi-Fi с обычного телефона. Занятия могут проводиться удаленно, дистанционно, как и доступ к библиотеке или любым другим интернет-ресурсам. А уж в сфере бизнес-образования тем более! Занятия можно организовать в бизнес-центре, на территории заказчика, в конференц-зале - где угодно... То есть все инфраструктурные факторы - это не предмет оценки качества, а данность, которая должна быть.

Предположим, что современные условия диктуют какие-то другие требования, с учетом новых технологий, проблем, потребностей. Что мы могли бы отнести к лучшим практикам бизнес-образования? Начнем с анализа потребностей заинтересованных сторон.

Кто он, наш потребитель? Успешный бизнесмен, заинтересованный в развитии компании, руководитель, стремящийся повысить свою эффективность, специалист, нацеленный на карьерный рост? Допустим, бизнесмен, заинтересованный в обучении бизнесу.

  • он хочет комплексный, системный, практико-ориентированный обзор современных достижений в управлении и технологии решения проблем.
  • он нуждается в индивидуальном подходе, планирует консультироваться в ходе внедрения полученных знаний, навыков и инструментов в собственной компании.
  • он хочет связей и знакомств с успешными преподавателями-практиками, зарубежными партнерами, коллегами.
  • он мобилен и может получать информацию удаленно.
  • ему нужны - эффективное использование его времени и практическая польза.

Важен ли для него диплом? Скорее, как принадлежность к определенной группе и бизнес-сообществу.

Что это за программа и бизнес-школа, которые будут соответствовать его запросам? Представим себе их характеристики.

1. Сервис: удобное местоположение, наличие парковки, возможно, выездной формат модульных занятий с совмещением обучения и отдыха.

2. Программа: системная логика, комплексные инструменты, технологии решения проблем, сценарность, многовариантность, приоритетные направления, акценты

3. Преподаватели: социально-активные исследователи-практики с опытом консультационной деятельности в своей предметной области, владеющие современными образовательными техниками и инструментами развития групповой динамики, участники профессиональных сообществ

4. Форматы обучения - смешанные, проблемные и проектные техники, интерактив, ориентация на развитие стратегического мышления у руководителя, возможность изучения успешных практик в различных видах бизнеса, дистанционный доступ к информации.

5. График обучения - удобный, сессионный, в нерабочее время.

6. Группа - однородная, отобранная по определенным критериям, с примерно одинаковым уровнем мотивации

7. Менеджмент программы - быстрый сбор обратной связи и корректировка программы, с учетом изменений внешних условий, появления новых проблем и технологий, создание среды для совместной работы преподавателей, слушателей, партнеров

8. Бизнес-школа - гибкая, самостоятельная в принятии решений, самоокупаемая успешная структура, на собственном примере демонстрирующая применение методик, которым обучает.

Ведь что такое бизнес-образование? Это образование про бизнес, для бизнеса, с помощью бизнеса, и само по себе, бизнес.

Посмотрим на результат обучения. Это - успешный, грамотный руководитель, владеющий как технологиями и инструментами hard-skills, так и навыками soft-skills. Hard-skills - так называемые, фиксированные навыки - умение решать практические задачи, знание принципов бухучета, финансового менеджмента, владение математическими методами и прочие.

А soft-skills? Приобретенные, ситуативные навыки: бизнес-коммуникации, эмоциональный интеллект, лидерство, адаптивность, стрессоустойчивость.Как проверить уровень подготовленности выпускника? Неужели зачетами и экзаменами, защитой диплома? Что можно оценить в ходе защиты диплома? Владение технологиями обработки информации из интернета, выполнение относительно типовых задач по заданному алгоритму. При этом мы получаем дополнительные проблемы с плагиатом, требованиями к объему страниц, умению оформлять документацию. Что такое дипломный проект? Всего лишь план проекта, но не гарантия его внедрения. Всего лишь теоретико-методический отчет, но не навыки решения проблем...

А что нужно в реальной жизни? Правильно. Умение придумать, реализовать, договориться, решить, сделать. Получается, что оценке подлежат совсем другие параметры! А что сейчас? Оценивается план проекта, бумага, отчет, но не деятельность и не личные качества. Оцениваются процессы и ресурсы, но не результаты. Документ подменяет деятельность. Умение красиво оформить вытесняет навык качественно сделать. Вот и пишутся километры отчетов, а оцениваются килограммы бумаги. Это относится и к технологиям сертификации, лицензирования, аккредитации, оценки степени зрелости, сдаче зачетов и экзаменов, защите дипломов и диссертаций, и многим другим, привычным нам процессам.<..>

Фактически, в нынешних условиях эталонными являются совсем другие критерии успеха и успешные практики. Это - гибкость компании, т.н. Business-Agility. Ее способность адаптироваться, меняться, создавать среду развития и управления изменениями. А как это оценить? Наверное, не фиксацией бизнес-процессов и структур, не многотомными учебными программами и жесткими формулировками, не фиксированным учебным планом и километровыми списками литературы никак не старше 5-и лет. Важны - слаженность работы в команде, скорость принятия решений, ориентация на потребности заказчика и современные принципы ведения бизнеса, способность генерировать новые знания.Кто является ключевым ресурсом? Кто создает реальную ценность для потребителей? Преподаватели! Насколько важны ученая степень и количество статей? Есть ли разница, штатный это преподаватель или совместитель? Скорее, важен практический опыт преподавателя, его успешность, умение делать то, о чем он рассказывает!

Вот оно!!! Умение делать то, о чем он рассказывает!

Перенося это утверждение на уровень бизнес-школы, можем предположить, что, обучая стратегиям, гибкости, адаптивности, бизнес-школа сама должна уметь делать то, чему учит. Сама должна демонстрировать стратегическую гибкость. Что это означает? У бизнес-школы должна быть стратегия, технологии управления изменениями.

1. Хорошее знание потенциальных слушателей и их потребностей
2. Миссия, выстроенная с учетом понимания требований ключевых стейкхолдеров и своих конкурентных преимуществ
3. Сбалансированная бизнес-модель
4. Стратегия развития и функциональные стратегии
5. Ключевые ресурсы
6. Ключевые партнеры
7. Система выстраивания отношений с клиентами и партнерами
8. Система формирования доходов и расходов
9. Окупаемость и свобода в принятии решений
10. Наличие лидера и команды
11. Проектный подход к реализации программ и так далее

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования