Дело в культуре. Причем здесь бизнес-школа?

Читаем в Forbes статью Евгении Овасапян из МШУ «Сколково» «Культура в деле. Зачем топ-менеджерам гуманитарные знания».

Цитата - «Сегодня предположение, что гуманитарные науки (liberal arts) важны для обучения бизнесменов, переходит в уверенность». Далее автор приводит примеры западных бизнес-школ, которые включили в свои программы гуманитарные дисциплины, что благотворно сказалось на бизнесе их выпускников.

Понятно, что западная бизнес-школа является для нас во всем непререкаемым авторитетом Улыбается, но может как-то учитывать и отечественные реалии?

И почему только для топ менеджеров? Гуманитарные знания также необходимы для физиков, химиков, строителей, врачей, железнодорожников и вообще специалистов всех профессий, они обогащают личность и делают человека человеком. Этим как раз и занимается средняя школа, которая закладывает основы знаний, в том числе гуманитарных. Дальше каждый человек развивается в соответствии со своими предпочтениями, становится или завзятым театралом или любителем философии, или знатоком современной литературы, или...да кем захочет.

Бизнес-школа не театр, не цирк и не филармония, при всем уважении к вышеназванным институтам. Ее задача - учить бизнесу

А что же бизнес-школы? В качестве примера для подражания Е. Овасапян приводит одну из известных бизнес-школ мира, Babson colledge, студенты которой «тратят на древнегреческую философию половину своего времени». Спору нет, изучение, например, трактата «О природе», написанного Анаксимандром за пятьсот лет до нашей эры или сочинения Платона, много могут дать современному менеджеру. Но почему именно бизнес-школы решили взять на себя функцию интеллектуального развития взрослых менеджеров с высшим образованием?

Первый ответ вроде понятен: для успешного ведения бизнеса современные топ-менеджеры должны иметь широкий кругозор, определенный культурный уровень, социализацию, коммуникативные навыки и т.д. Поэтому бизнес-школа старается способствовать культурному развитию своих слушателей, дополняя небольшие по объему курсы по этике, коммуникациям и эмоциональному интеллекту встречами с «интересными людьми». Однако очевидно, эти встречи, сколько бы интересными они не были, не способны серьезно поколебать установки и взгляды на жизнь взрослых и опытных людей. Их, конечно, обязательно нужно проводить, но говорить, что эти гуманитарные усилия бизнес-школы помогают стать успешным бизнесменом, овладевшим ценностями современной цивилизации, наивно.

Автор статьи, в подтверждение своей гипотезы, ссылается на топ-менеджеров и бизнесменов, имеющих гуманитарное образование: Сьюзен Войжитски (YouTube), Брайана Чески (Airbnb), Стюарта Баттерфилда (Slack), Джека Ма (Alibaba). Но ведь все они сначала получали гуманитарное образование и лишь потом уже стали бизнесменами. Таких примеров у нас и самих достаточно. Равно, как и примеров того, как гуманитарные знания и пристрастия к культуре и искусству у топ-менеджеров прекрасно уживаются с далеко не гуманистическим стилем ведением бизнеса и отношением к сотрудникам компании.

Много известных бизнесменов когда-то пришло в бизнес с гуманитарным образованием. Но не наоборот

Вернемся к вопросу "Почему?". Второй ответ, представляется, нужно искать в кризисе идей современного бизнес-образования. Оказалось, что больше нечем поразить публику. Затертые до дыр в последние семь лет, MOOC, цифровизация, игровизация, «голубой океан», эджайл и другие в качестве "золотого ключика" к большим деньгам, больше не вдохновляют. Стало быть, нужно новое «петушиное слово», которое гарантированно заинтересует и рекрутирует новых слушателей. Впрочем, одна из последних "игрушек" носит название PRME. Насколько от нее будет толк, посмотрим. Ведь мало объявить себя приверженцем каких-либо принципов, важно научиться их соблюдать в жизни.

Бизнес-школа не театр, не цирк и не филармония, при всем уважении к вышеназванным институтам. Ее задача - учить бизнесу (концепциям, стратегиям, инструментарию), причем за немалые деньги и в довольно ограниченное время. А гуманитарное - оставьте искусству, культуре и религии.

Реально очень здорово, когда топ-менеджеры на программе Executive MBA стоимостью под сто тысяч евро, например, конспектируют «Улисса», ходят на концерты классической музыки, общаются с интеллектуалами и т.д. Как говорят, любой каприз за ваши деньги!


MBA.SU


15.10.2018 Сергей Кравцов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2018, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.
Закрыть окно
Ваше имя:
Ваш email: