Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


31.08.2018 / С.Мухин
Источник: MBA.SU

Фактор элиты в рейтинге ВУЗов по версии Forbes


Журнал Forbes опубликовал Первый рейтинг российских вузов, учитывающий элитность учебного заведения. Интересное начинание, поскольку никто еще не пробовал оценить элитность ВУЗов качественными параметрами.

Forbes ставил перед собой задачу оценить качество российского образования и выяснить, какие вузы выпускают молодых людей с предпринимательской жилкой, и даже способных в дальнейшем войти в список Forbes или стать частью российской политической элиты.

Для этого, как указывается, "за основу были взяты данные мониторинга эффективности деятельности более 600 учреждений высшего образования, подготовленного Министерством образования". Кроме того, рейтинг учитывает не только качество образования, но и статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованности в регионах, количестве предпринимателей среди них.

Сообщается также, что Forbes изучил биографии более 1600 представителей российской элиты - участников списка Forbes и их детей, руководителей частных и государственных компаний, чиновников и депутатов.

Таким образом, рейтинг имеет три параметра: качество образования (максимум 50 баллов), качество выпускников (максимум 30 баллов) и фактор Forbes, учитывающий «элитность» учебного заведения и долю предпринимателей в общем количестве выпускников (максимум 20 баллов).


В любых рейтингах, где есть некие баллы, присваиваимые некими экспертами за некие показатели, жди подвоха. Так и этот рейтинг порождает больше вопросов, нежели дает какие-то внятные ответы. Вот некоторые из вопросов.

1. Почему, например, за "качество образования" (надо полагать, субстанцию довольно условную) дают 50 баллов, а за "качество выпускников" (символизирующих собой то же качество образования) - только 30? Неужели качество выпускников не есть главная цель ВУЗа?

Такой подход приводит к "интересным" результатам. Например, качество образования лидера рейтинга - Российской экономической школы оценено на 33,49, а по "качеству выпускников" РЭШ на 20-м месте. Что же все-таки важнее?

2. Если наибольшие значение важнейших показателей составляют 67% ("качество образования") и 75% ("качество выпускников") от максимальной оценки, то будучи выражены в принятой пятибальной системе учебных оценок, они соответствуют примерно тройке с плюсом за образование и четверке - за выпускников. И это - максимальные оценки, остальные еще хуже.  Неужели так плохо с качеством в образовании?

3. Самое интересное в рейтинге - фактор Forbes. Как пишут составители рейтинга, он одновременно (!?) учитывает такие два разнородных показателя, как: A) "элитность" ВУЗа, Б) "долю предпринимателей в общем числе выпускников. Ну с "элитностью" все просто - это, похоже, чистый субъективизм. А с долей предпринимателей, дело другое.

Если исходить из принципа сопоставимости сравниваемых показателей, то здесь нужно было бы сравнивать ВУЗы, готовящие исключительно предпринимателей, а не всех подряд, от горняков до юристов. А так получается, что экономисты-исследователи из РЭШ (1,11) или инженеры-станкостроители из МГТУ "Станкин" (1,25), по части предпринимательства проигрывают танцорам из Академии Русского балета им. Вагановой (4,83). Хотя, сомнительно, чтобы выпускник балетного вуза в промежутках между танцами занимался бизнесом. Видимо, в этом случае роль играет "элитность" Академии, а у РЭШ с элитностью не задалось.

4. Никто не знает, какое влияние на "фактор Forbes" оказал анализ 1600 биографий представителей российской элиты и их детей, проведенный составителями рейтинга. Но, тогда, применительно к знаменитым родителям нынешних элитных выпускников выходит, что сами они родились минимум 45-50 лет назад и должны были закончить свои ВУЗы в девяностых. Следовательно, "элитность" ВУЗа выводится за период более двадцати лет, что к сожалению, никак не отражает положение дел в современном российском высшем образовании.

5. Главный вопрос: этот рейтинг про качество или про элитность (престижность?)? А может быть, было бы проще отбросить псевдокачественные показатели и просто присваивать ВУЗам "фактор Forbes"? Все равно мы не понимаем, как он получается.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования