Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


11.04.2012 / Павел Гагарин, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»
Источник: Известия 10 апреля 2012

В MBA люди приходят за практическими знаниями

В MBA люди приходят за практическими знаниями

Обучаясь на MBA в Институте бизнеса и делового администрирования РАНХиГС при Пре­зиденте РФ, параллельно я, как практик, по просьбе деканата читал семинары «Технология работы с российским банком в период экономической нестабильности». Прихожу в академию на свой первый семинар в качестве лектора, объявляю собравшимся тему, начинаю рассказывать материал, а люди как-то странно переглядываются. Такое ощущение, что они ожидали услышать что-то другое. Кто-то задал вопрос, точно ли на эту тему я буду читать? Отвечаю: абсолютно точно. А слушатели говорят: «Ну ладно, в принципе, интересненько». Это «интересненько», конечно, насторожило. Но, думаю, раз собравшихся что-то привлекает, значит, буду читать «в полную силу» и приводить много примеров из практики. Наступает время перерыва. И тут приходит еще человек тридцать, и в результате в аудитории не хватает свободных мест. 

Оказалось, деканат перепутал расписание и первая группа пришла не в свою аудиторию. Половина из тех, кто по ошибке прослушал мою лекцию, потом записались на этот курс ко мне. Объяснив, что им не хватает преподавателей-практиков и рассмотрения конкретных ситуаций, примеров из бизнеса. Поэтому им и мысли не пришло в ходе лекции уйти от практика, у которого они оказались случайно, к теоретику, который должен был у них читать в это время. Это был хороший повод коллеге-лектору задуматься о контенте своих лекций.

Нехватку преподавателей-практиков я и сам ощущал, обучаясь на факультете «Стратегическое управление». Такие предметы, как «Искусство ведения переговоров», «Искусство создания деловых связей», «Лидерство», «Основы организационного дизайна», требуют от преподавателей сильных управленческих и практических компетенций. А нам их «преподносили» теоретики. Они посетили много курсов по своим темам, прочитали много книг и даже сами написали обширные трактаты. Но они были оторваны от практики, а это, как ни суди, главное. Помню, предмет «Искусство ведения переговоров» нам пришла читать симпатичная... и молодая преподавательница. При взгляде на нее было понятно, что этого самого искусства ведения переговоров у нее просто быть не может. Потому что такое искусство приходит с годами, большим опытом и набитыми шишками. Я тогда решил все же послушать - мало ли, может, «молодая, да ранняя». Но преподаватель говорила совсем странные, неправильные вещи. В перерыве я отвел ее в сторонку, сказал, то, что она рассказывает, в реальности не может быть никогда и ни при каких условиях. 

Поняв, что на обоснованные и справедливые претензии девушка реагирует адекватно, мы с товарищами в этот раз не пошли в деканат с требованием поменять преподавателя. Но в процессе обучения такой случай был не единожды. В таких ситуациях декан нам говорил - докажите. И мы доказывали. Он, доктор экономических наук, человек умный и продвинутый, с нами всегда соглашался и отстранял преподавателя, заменяя его другим. Лекторы благодаря этому перестраивали свои курсы или переименовывали их. Так, например, «Практические основы менеджмента» превратились в «Теоретические основы менеджмента». 

Тот же декан полушутя-полусерьезно предложил мне: раз такой умный, прочитай мастер-классы своим товарищам. И я на основе потребностей тех, с кем обучался, своих клиентов и партнеров по бизнесу, выявлял наиболее интересные, актуальные и востребованные темы, формировал программы мастер-классов. И мастер-классы «Техника финансовой безопасности при работе с партнерами», «Технологии работы с российским банком в период экономической нестабильности», «Налоговая безопасность бизнеса» превратились со временем в мои авторские курсы. 

Преподавателей-практиков очень ценят. Многие из них компетентны и способны подкинуть такую идею, которая может локомотивом тянуть развитие бизнеса. Больше всего впечатлил преподаватель по «Основам маркетинга». Подошел к нему: «Наша компания занимается аудитом и финансовым консалтингом. Как вы считаете, как это можно продавать?» Он порекомендовал аудит и финансовое консультирование продавать «в коробочке», то есть так, чтобы потенциальные клиенты могли увидеть, потрогать и оценить осязаемо. Например, для роста продаж может быть использован программный продукт - электронная система интерактивного консультирования, посредством которой клиент может еще и общаться с живыми, реальными консультантами. Преподаватель тогда начал фантазировать на ходу, но мысль мне понравилась. И впоследствии она была реализована, мы выпустили легкую специализированную программу - электронный консультант по узкопрофильным вопросам, правда, не по аудиторским и финансовым, а по логистическим. 

Нужно признать, что нехватка практиков в преподавании характерна для многих бизнес-школ России. В этой связи целесообразно учиться не только (а иногда, к сожалению, и не столько) у преподавателей, но и у коллег, с которыми учишься. Поэтому я решил обучаться не на Executive MBA с руководителями и собственниками бизнеса, а по программе МВА «Маркетинг» в группе с финансовыми, коммерческими директорами, руководителями направлений продаж, то есть теми, кто составляет интеллектуальный потенциал компаний. Считаю, это очень полезно. А эффективные деловые связи формируются в общении с группами Executive. В своей группе я черпал интеллектуальный потенциал, а в других - связи.

Бизнес-школу я выбирал, ориентируясь исключительно на отзывы друзей, коллег и партнеров, обучающихся или обучавшихся в разных учебных заведениях. И решение принимал, основываясь на содержании программы, качестве преподавания и адекватности администрации. Удаленность от дома, время проведения занятий, даже в определенной мере цена обучения - все это вторично. 

Средства, потраченные на MBA за два года обучения, стали, наверное, самым рентабельным моим бизнес-проектом. MBA помогло избежать множества ошибок, от которых меня предостерегли в основном практики. Для развития бизнеса я начал применять идеи, которые подсказывали мне коллеги по обучению. Так что эти средства обернулись тысячекратной прибылью. И продолжают работать на мой бизнес.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования