Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


21.02.2017 / Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА
Источник: mba.su

Индивидуальное бизнес-образование: фейк или панацея?


В статье Святослава Бирюлина, посвященной его проекту «Индивидуальная ЕМВА», автор обозначил «проблемы традиционного бизнес-образования». По мнению Святослава, они таковы:

  • скорость обучения может не соответствовать личному темпу усвоения информации слушателем
  • программа будет универсальной, то есть какие-то предметы будут очень интересны и полезны, а какие-то скучны.
  • кейсы, которые слушатель будет решать, будут про другие компании из других отраслей.

Это, в общем-то, стандартный набор псевдонедостатков МВА в бизнес-школе, о существовании которых не заявляет только ленивый бизнес-тренер, не желающий привлечь внимание к собственным революционным продуктам. Центральная идея этого букета - заявление о том, что слушатели и выпускники МВА «не могут использовать полученные знания в своих компаниях». Одни, вероятно, по причине общей бестолковости, другие - из-за наличия некоего «временного и информационного гэпа» (!) между теорией и практикой. (!)

Что ж, каждый имеет право на собственное видение ситуации. Поговорим и мы об этих "недостатках" обучения на МВА.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ. При очевидном тренде любого образования на больший учет индивидуальных запросов обучающегося, полная отмена группового обучения в пользу индивидуального была бы большой ошибкой. Конечно, когда с тобой один на один работает бизнес-консультант - этакое индивидуальное консультирование - это хорошо. С другой, будучи единственной формой, такое обучение много теряет, поскольку в нем отсутствует один из главных элементов обучения в бизнес-школе - взаимный консалтинг слушателей. Поскольку, каких бы семи пядей во лбу не был консультант, его опыт локален и не эквивалентен коллективному опыту 15-20 слушателей.

Не нужно забывать еще и совместные поиски новых решений и подходов в бизнесе, которые при индивидуальном обучении просто нечем заменить. Ну и наконец, прежде чем звать консультанта нужно самому владеть некоторым уровнем знаний, и это также дают в бизнес-школе. Трудно представить, что дорогостоящие индивидуальные занятия начинаются с азов.

каких бы семи пядей во лбу не был консультант, его опыт локален и не эквивалентен коллективному опыту 15-20 слушателей, которые сами занимаются бизнесом

Соответствие скорости личного усвоения материала среднегрупповому темпу - проблема, по моему мнению, надуманная. Все мы учились на МВА, и даже на ЕМВА, но никто не может припомнить случая, когда у кого-либо из слушателей были проблемы с усвоением материала. Ну а если чего не понял, несмотря на помощь одногруппников и преподавателя, - доктор Гугл тебе в помощь.

Вопрос о содержании программы и соотношения в ней «интересных» и «скучных» дисциплин, тоже весьма дискуссионный. Сегодня будет интересен один предмет, завтра может оказаться, что необходим другой, который ранее был зачислен в разряд скучных. Во всяком случае, те, кто разрабатывает программы в бизнес-школах, создают их как целостный, внутренне логичный продукт, а вовсе не как набор отдельных курсов. При этом постоянно учитывается текущий опыт реализации этих программ, корректирующий их содержание.Да, бывает, мы не в восторге от того или иного предмета. Но мы же серьезные, опытные люди, и понимаем, что лишнего не бывает, и процесс обучения в бизнес-школе предполагает приложение некоторых усилий. Что поделаешь, это же не просмотр голивудского блокбастера с ведерком попкорна.

СВОИ И ЧУЖИЕ КЕЙСЫ. Про кейсы других компаний в бизнес-школах в последнее время говорят много. Кто-то провозглашает полное отсутствие любых кейсов, кроме собственных, кто-то наоборот, упирает на сторонний опыт. Но нельзя сказать, что решение «чужих» кейсов - это пустая трата времени, поскольку это за это занятие вырабатывает навыки анализа сложных многофакторных задач. Решение кейсов исключительно своей компании сужает кругозор и часто не дает выйти за пределы устоявшихся представлений. Поэтому - открытие!!! - в бизнес-школах давно сочетают оба вида кейсов, не говоря уже о том, что практические задания слушатели выполняют на материале своих компаний. То есть все полученные знания слушатели всегда адаптируют к своей практике.


полученные на МВА знания слушатели всегда адаптируют к своей практике во время учебы в бизнес-школе

В СУХОМ ОСТАТКЕ. Индивидуальное бизнес-обучение, как и любое наставничество, безусловно полезно, при условии, что опыт, знания и портфолио консультанта высоки и самоочевидны. Поскольку, анонсируя внедренческий аспект обучения, он несет свою долю ответственности за возможный неуспех. Такого суперпрофессионала найти нелегко, несмотря на большое число экс-бизнесменов, которые сегодня приходят в бизнес-школы под лозунгом "мы были успешны в бизнесе, заработали кучу денег, а теперь хотим посвятить себя благородному делу подготовки высококвалифицированных профессионалов".

Считать ли индивидуальное бизнес-обучение панацеей, избавляющей нас от недостатков «традиционного» бизнес-образования или очередной новой упаковкой для продажии услуг консалтинга, каждый решит самостоятельно. За годы своего существования программа МВА пережила многочисленные попытки навесить на нее ярлык «книжного образования». Несмотря на это, все критики МВА /EMBA никак не могут отказаться, от того, чтобы не использовать аббревиатуру полной недостатков программы в собственных образовательных продуктах.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования