Эксперт №1 по бизнес-образованию в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Рейтинг бизнес-школ MBA.SU
Индекс популярности
Акции, скидки
Видео-отзывы выпускников
Оценки выпускников
ТОП курсов MBA
20.02.2019 / С.Кравцов
Источник: MBA.SU

Инвестиции в бизнес-образование: не только деньги

Каждому поступающему в бизнес-школу хочется представлять, что он получит от обучения, кроме диплома MBA и чувства глубокого удовлетворения. Иными словами, каков будет ROI (Return On Investment), возврат на вложенные инвестиции. Наш подход глубже и шире: стоит говорить об ROE (Return On Education), возврате от образования. Он не сводится только к деньгам.


На днях интернет-издание Meduza опубликовало материал под названием «Образование - лучшая инвестиция. Объясняем вместе со Стокгольмской школой экономики».

Сразу, чтобы не было путаницы: есть всемирно-известная шведская Stockholm School of Economics (SSE), а есть российское юридическое лицо - АНО ДПО  «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге» (СШЭ).

СШЭ - бизнес-школа очень хорошая, отзывы прекрасные, приходится SSE внучкой и даже использует "бабушкин" логотип, но строго говоря, она не SSE. Поэтому ссылки на зарубежный опыт и зарубежные данные не вполне корректны для бизнес-школы, работающей на российском рынке.

Итак, была задача - пропиарить СШЭ и бизнес-образование (в частности, программу Executive MBA). Задача благородная, но аргументация, как нам показалось, не вполне соответствует уровню заявленной темы. Не оспаривая утверждение, вынесенное в заголовок, попытаемся внести свой вклад в эту важную тему.


Тезис первый. Обучение приносит деньги. Доказано.

Тезис, казалось, бы очевидный - чем выше уровень образования, тем на более высокооплачиваемую работу человек может претендовать.

Коллеги аппелируют к исследованиям Psacharopoulos and Patrinos, которые проводили свои исследования в 139 странах с 1950 по 2014 г., причем, в них речь шла о всех уровнях образования, начиная со школьного. Какие же деньги приносит именно бизнес-образование, нам так и не сказали.

Тогда расскажем мы. Согласно опросам выпускников российских бизнес-школ, проводимым порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU), средняя величина роста дохода выпускников МВА 2014-2016 гг. по 41 российской школе бизнеса составляет 45% (индивидуальный рост во многих школах достигает 120-150%, а в некоторых случаях - 400%).

Тезис второй. Учиться выгоднее, чем инвестировать в американские акции.

Информация была взята из статьи «For Better Returns than the U.S. Stock Market, Invest in Education». Верно, средняя доходность акций на фондовом рынке США  8-15%. Но почему нашим менеджерам предлагается инвестировать в американские акции? Почему не рассматриваются акции российских компаний, доходность котрых значительно выше - 40-70% (данные РБК)?

Наверное, не стоит пытаться подогнать условия задачи под нужный ответ, а прямо и честно сказать людям: есть масса способов заработать большие деньги. Но бизнес-образование - это не про то, как тупо заработать, оно - про самореализацию и повышение качества своей жизни.

Тезис третий. Образование приносит деньги и когда экономика растет, и когда экономика падает

В его подтверждение авторы приводят пример Аргентины (?!) на базе данных с 1980 по 2005 год. Рады за эту латиноамериканскую страну, но живем мы не в ней и совсем в другое время. Кто с уверенностью сможет сказать, что эти аргентинские закономерности справедливы для России спустя четырнадцать лет?

Тезис четвертый. Чем лучше образование, тем легче найти работу

Авторы пишут: «Лучше образованных людей просто меньше, поэтому и ниже конкуренция. Кроме того, массовые увольнения, как правило, проводятся на тех местах, где хорошее образование не нужно». В жизни как будто бы происходит ровно наоборот: конкуренция среди людей с высшим образованием гораздо выше. Почему? Вакансий высокого уровня меньше. А на рабочие специальности как раз недобор. При поиске работы нужно не забывать, что к хорошему образованию должен прилагаться хороший опыт.

Тезис пятый. Обучение во взрослом возрасте помогает сменить профессию

Не будем ссылаться на Финляндию, Данию и Швецию, поскольку к нам их опыт никак не относится. Вот данные российского рынка: согласно опросам выпускников российских бизнес-школ, проводимым порталом «МВА в Москве и России» (MBA.SU), 15% пришли в бизнес-школу с целью изменить свою жизнь (вне связи с бизнесом), 12% - с целью открытия собственного бизнеса, 8% - с целью смены сферы деятельности.

Тезис шестой. Обучение - способ найти новую среду общения

Вместо банальных фраз - снова цифры. В опросе MBA.SU-2018 приняло участие свыше 1300 выпускников МВА и ЕМВА 2014-2016 годов  выпуска из 41 бизнес-школы из 9 городов страны.

Уровнем деловых и профессиональных связей, установленным во время учебы в бизнес-школе, удовлетворены 84,9%; как «хороший» и «очень хороший» его оценивают 65,6% опрошенных выпускников.

Тезис седьмой. И последнее. Обучение - это просто здорово

Безусловно! Вот с этого-то и надо было начинать! Улыбается


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования