Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


18.03.2021 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

"Как отличить инфоцыганство от хорошего онлайн бизнес-образования?"


Вопросами, подобными тому, что вынесен в заголовок, сейчас задаются многие, интересующиеся бизнес-образованием. Так и подмывает пошутить про "онлайн бизнес-образование" в заголовке: отличить - никак, это почти одно и то же. Обалдел Спокойно, это - шутка, не бросайтесь помидорами! Как всегда и во всём, есть хорошие исключения.

Для начала покритикуем собственный заголовок: «онлайн бизнес-образование» - это нонсенс. Соответственно, с прилагательным «хорошее» - нонсенс вдвойне. Максимум, на что может рассчитывать интернет, как средство доставки информации - обучение простым навыкам. Т.е. не «образование», как сложный процесс, включающий полноценное (очное, свойственное природе человеческих существ) взаимодействие с другими участниками группы и преподавателем, а «обучение», натаскивание (примеры: обучение иностранным языкам, занятия аэробикой и т.п.).

Об инфоцыганах сейчас говорят много, мы тоже об этом писали - Инфоцыгане. Как это происходит в бизнес-образовании. Ковид-реальность активизировала потребность в использовании онлайн-инструментов в целях обучения. Как грибы после дождя, в онлайне полезли ниспровергатели основ, якобы «устаревших» менеджмента, маркетинга и HR, стремящиеся подзаработать на этом. И пусть никого не вводят в заблуждение бесплатные семинары, вебинары, мастер-классы и прочее - смысл у всего этого один: заинтересовать потребителя и довести его до покупки.

Активизировались и эксперты, которые щедро делятся банальными наблюдениями и рекомендациями. Например, такими: если у виртуальной «бизнес-школы» или «академии» есть деньги на рекламу, значит, есть люди, которые могут так рассказать о курсе, чтобы хотелось посмотреть и послушать. Супер! Смеётся

Или вот такое, капитаночевидненское: если пришел по яркой рекламе и видишь унылую учебную аудиторию, в которой бубнит лектор - беги без оглядки. Штамп - на штампе, и штампом погоняет: «аудитория - унылая», «лектор - бубнит». Конечно, это такой замаскированный кивок в сторону «устаревшего» (читай, классического) бизнес-образования. Подыграем «экспертам» - в альтернативу вышеобозначенным унылостям, подкинем несколько излюбленных штампов обучения у «молодых и дерзких»: «атмосфера - непринужденная», «бизнес-тренер - харизматичный», «кофе - ароматный», «круассан - вкусный» и т.п.

Одного у них не отнять: «молодые и дерзкие» лучше своих традиционных коллег понимают, что при недостатке амуниции (инфраструктура, преподаватели, методики) нужно налегать на амбиции и пиар, иными словами, впечатлить и зажечь клиента при первой же встрече. После оплаты можно будет выдохнуть и расслабиться.

Впрочем, не будем тратить время читателя на красивости стиля и богатство эпитетов, перейдем к делу: как отличить качественное бизнес-образование от некачественного. При этом, говоря о бизнес-образовании, мы в первую очередь, имеем в виду програмы уровня МВА или бизнес-магистратуры. Вебинары, семинары, пятидневные курсы и прочую онлайн-мелочевку не рассматриваем, поскольку это - не образование, и ошибка здесь не столь существенна, да и денег много не потеряете, если что.

Не будем давать нереализуемых рекомендаций, типа «узнайте реалистичность программы прежде, чем платить за год вперед» - мало кто сумеет провести качественный анализ такого сложного продукта, как программа профпереподготовки продолжительностью год и более. Т.е. перечень дисциплин прочитать можно, и резюме преподавателя - тоже, но оценить содержание того или иного курса (а оно находится в постоянном изменении) и качество тех, с кем придется вместе учиться, заранее невозможно.

На главный вопрос, как отличить качественное от некачественного, ответ такой: с большей вероятностью, можно получить качественное бизнес-образование в учебных учреждениях, имеющих хорошую репутацию (на тему репутации бизнес-школ здесь). Репутация - растение, которое выращивают годами (средний возраст хороших российских бизнес-школ  20 лет и более), скороспелки ее не имеют. Последним, чтобы стать заметными, нужно врать сплошняком: на сайте, в рекламе, в заказных отзывах выпускников. Иначе, какой это бизнес? В том, что это, в первую и главную очередь, бизнес, мало кто сомневается. Выступления на тему «Я стал успешным и теперь научу вас» от лица кого-то из «молодых и дерзких» не вызывают особого доверия - обычно серьезные образовательные проекты инициируют зрелые бизнесмены, думающие о том, какое гуманитарное наследство оставить после себя, а не тридцатилетние мажоры.

Итак, главный критерий - репутация учебного учреждения. Её нельзя понять без анализа информационного пространства (соцсети, отзывы на независимых ресурсах, запросы выпускникам, независимые рейтинги). Ничего нового.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования