Эксперт №1 по бизнес-образованию в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Рейтинг бизнес-школ MBA.SU
Индекс популярности
Акции, скидки
Отзывы выпускников
21.12.2010 / С.Кравцов
Источник: mba.su

Гололед и ценопад

Гололед и ценопад

Первая декада декабря выдалась морозной. Завалившая пол-Европы снегом и недошедшая до Москвы «Моника», тем не менее, обеспечила нам идеальный гололед. На мостовых ноги рядовых граждан и офисного планктона так и норовят разъехаться в разные стороны. Даже ботинки от John Lobb у топ-менеджеров из первой сотни (тысячи?) казалось бы, и вовсе не ступающие на грешную землю, вдруг ощутили некоторую потерю устойчивости.

Новая реальность в российском бизнес-образовании образца декабря-2010 тоже можно охарактеризовать словами этими словами - «потеря устойчивости». Многие бизнес-школы, еще недавно доказывающие публике, что «бизнес-образование не может быть дешевым», явно намекая на «дешевые» программы МВА за  400 тыс. рублей, сами оказались у этой черты. Снижение цен на программы МВА на 12-20% у не самых последних школ, ясно демонстрирует, что в восстановление докризисного спроса уже никто не верит.

Прошедший осенний набор заронил первые сомнения в справедливости для текущей российской экономической ситуации западного лозунга о том, что в кризис самая лучшая инвестиция - в свое образование. В то время, как западные менеджеры, уволенные из корпораций, бодро достают деньги из заначек и штурмуют двери бизнес-школ, их российский собрат не торопится последовать такому примеру. То ли размеры заначки меньше, то ли личный экономический прогноз на перспективу не такой оптимистичный.

В кризис обычно растут продажи премиум-сегмента и дешевых товаров, а продажи товаров средней ценовой категории чаще всего снижаются. То есть, применительно к бизнес-образованию - рост продаж программ Executive MBA, программ типа повышения квалификации/профпереподготовки и падение спроса на программы МВА. Эти тенденции улавливаются бизнес-школами, почти все из которых увеличили цены на программы Executive MBA на 12-26% (верхнее значение у северной столицы).

Справедливости ради, отметим, что ряд участников «высшего ценового сегмента» не дрогнули и, несмотря, на невпечатляющие результаты прошедшего набора, оставили свои цены на прежнем уровне. Слишком велика боязнь перейти в другую ценовую категорию.

К бизнес-школам, которые сумели найти резервы снижения издержек, возникает интересный вопрос: смогут ли они обеспечить качественный учебный процесс за меньшую цену? Вопрос, конечно, риторический, проверить это удастся только тем, кто весной будущего года войдет в учебные аудитории.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования