Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


19.11.2020 / Всеволод Крылов, Руководитель отдела корпоративных программ СШЭ
Источник: MBA.SU

Классическое образование и онлайн обучение






Всеволод Крылов,

Руководитель отдела корпоративных программ Стокгольмской школы экономики в России

Недавно мне вспомнился анекдот из детства, где учитель ставит ученику двойку, когда тот отвечает, что дважды два будет восемь. -«А сколько же?» - недоумевают остальные, на что учитель говорит: -«Примерно пять или шесть, но никак не восемь!» Мы смеялись, потому что знали, что дважды два – это только четыре. И вот тут мне подумалось, что на самом деле всё наше детство нас учили в школе, «как правильно». Нам давали задачи по математике, чтобы мы нашли правильный ответ. Мы учили правила русского языка, чтобы правильно ставить запятые. По истории, географии, биологии, физике и всем прочим предметам нам важно было заучить и воспроизвести «как правильно», чтобы получить пятёрку и похвалу педагога.Все годы, проведённые в школе, мы фактически изучали алгоритмы поиска правильного ответа. На все случаи жизни существовали свои формулы, которые помогали уверенно постигать азы наук.

Сейчас такой подход не выглядит таким уж однозначно правильным, так как популярность набирает идея, что детей надо учить мыслить. «Как правильно» - это не только учебная формула, но и основа нашей культуры, которая определяет ценности общества в целом и объединяет людей. Независимо от возраста, сейчас многие вынужденно стали переходить на дистанционное обучение, неважно учатся они в школе или получают дополнительное профессиональное образование. Сразу возникли многочисленные споры, хорошо ли это? Ведь суть офлайн-обучения – не столько получить новые знания, а развить и поддержать навыки социального взаимодействия в группе.

С точки зрения подхода «как правильно» дистанционный формат ничем не хуже обучения в классе. Более того, за счёт упрощения обучение превращается в набор тренингов по предметам. Ученики или студенты получают «правильную» формулу, а затем отрабатывают её самостоятельно. Гораздо сложнее придётся преподавателю, потому что в каждом конкретном случае ему самому придётся выделять нужные фрагменты для заучивания, а также тратить больше времени на проверку и обратную связь. В результате учебного тренинга формируются понятные причинно-следственные связи, позволяющие автоматически реагировать на узнаваемые блоки. Упрощённый подход дистанционного формата даёт возможность сконцентрироваться на действительно важном материале, и такой формат получается даже полезнее, так как позволяет увеличить индивидуальную направленность обучения, потому что каждый может выполнять свою отдельную работу в соответствии со своим уровнем понимания предмета. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение при правильной организации процесса может полностью соответствовать системе обучения в парадигме «как правильно».

Данный вывод распространяется и на учащихся высших учебных заведений по тем занятиям, где требуется усвоение правил и данных. Дистанционное обучение, направленное на усвоение «правильных» формул, без излишних дискуссий, вполне соответствует задаче большинства школ – создать единую информационно -культурную платформу у всех учеников. Многие из нынешних учащихся высших школ прошли именно стандартную «правильную» школу, поэтому дистанционное обучение им будет понятно и не будет вызывать отторжения. Таким образом, классическое образование создало хорошие предпосылки для успешного внедрения дистанционного обучения в России, способствуя одновременно расширению компьютерной грамотности населения и развитию навыков самостоятельной работы.

Предпосылка изучения «правильных» формул естественным образом проводит черту между общим обучением и бизнес-образованием. В бизнесе, как правило, важно, исходя из общеизвестных фактов, сделать свой собственный вывод. Особенности человеческого мозга ведут к тому, что мы не видим того, чего не знаем. Достаточно вспомнить свой собственный опыт повторного чтения книг. Одна и та же книга, прочитанная со значительным промежутком времени, производит абсолютно разное впечатление. И объяснение здесь одно – в этот период мы узнали нечто новое, что позволило нам увидеть новый смысл.

Следуя шведской методике обучения, с которой мы работаем в Стокгольмской Школе Экономики в России, быстрее всего познание нового происходит во время личного общения, когда мы не только слышим слова, но и поддаёмся потоку энергии, излучаемому говорящим, когда мы можем высказаться и получить обратную связь. Именно в этот момент мы впитываем новую информацию, встраивая её в свою картину мира.

Возможно, в будущем, когда все привыкнут к тому, что можно одинаково доверительно общаться и через компьютер, мы сможем окончательно перевести всё обучение в онлайн. Однако ценность живого общения скорее всего останется неизменной, потому что помимо формул есть личный опыт и знание, которые невозможно зафиксировать на бумаге, а значит передать в виде понятного повторяемого алгоритма.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования