Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


23.03.2015 / Татьяна Дятел
Источник: КоммерсантЪ-Санкт-Петербург

23.03.2015. Курсовая разница подкосила MBA

Считается, что инвестиции в образование являются одними из самых надежных и перспективных вложений. Но падение курса рубля заставляет потенциальных студентов пересмотреть свои приоритеты и отложить решение о повышении своей квалификации по международным программам, таким как MBA. Разработчики программ надеются на то, что курсовая разница перераспределит спрос с зарубежных бизнес-программ на российские.

По данным бизнес-школы ИМИСП, основная доля тех, кто получает степень MBA в России (Master of Business Administration, мастер делового администрирования), приходится на Москву (минимум 80% выпуска), 10% - на Санкт-Петербург, еще около 10% - на остальные регионы. Всего за год в России степень МВА получают не более 3 тыс. человек в год.

В то же время, согласно исследованию, проведенному консалтинговой компанией McKinsey & Company, российский рынок труда терпит острую нехватку высококвалифицированных выпускников. "Критическая масса" квалифицированных менеджеров уровня МВА, необходимая России за год составляет 40-50 тыс.

Суммарный объем рынка бизнес-образования в Петербурге (бизнес-школы, тренинговые компании, тренеры-фрилансеры), по оценке ИМИСП, - не более 1-1,5 млрд рублей в год.

Спрос формирует обучение

Среди лидеров по обучению MBA в Петербурге - Высшая школа менеджмента (ВШМ СПбГУ, 61-е место в международном рейтинге Financial Times), Стокгольмская школа экономики, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП), Высшая экономическая школа, петербургский кампус Vlerick. Активны бизнес-школы при технических, инженерно-технических вузах, например, при Балтийском государственном техническом университете ("Военмех), Санкт-Петербургском политехническом университете.
<..>
Главной мотивацией при выборе MBA для потенциальных студентов становятся новые карьерные возможности (конкурентное преимущество на рынке труда), новые знания, умения, навыки, выход на новый уровень понимания бизнеса, а также структурирование имеющегося опыта. Если говорить о европейском и американском образовании, то одним из ключевых критериев при выборе MBA является доступ к сети контактов. В России эта позиция пока не является определяющей.
<..>
На смену традиционным курсам бухучета, логистики и маркетинга, приходят программы, которые можно собрать под "вывеску" general management. От современных топ-менеджеров требуется умение работать с новыми бизнес-моделями, софтом, анализом больших данных. Но проблемой остается тот факт, что некоторые бизнес-школы из соображений экономии долгое время не актуализируют образовательные кейсы, кроме того, зачастую в российских MBA преподаватели далеки от реального бизнеса. На этом фоне появляется вопрос о неоправданно высокой стоимости программ. При этом экономить предпочитают не только разработчики программ, но и работодатели.

"Для работодателей сейчас важнее всего оптимальное соотношение цены и качества; они хотят, чтобы обучение и повышение квалификации сотрудников давало заметные результаты в более короткий срок и с меньшими затратами. Практически все компании положительно относятся к дистанционному обучению, поскольку оно позволяет избежать расходов на поездки и проживание. Однако несмотря на популярность дистанционного обучения, около 80% руководителей согласны с утверждением, что обучение руководящих сотрудников - топ-менеджеров и директоров - по-прежнему будет проводиться в очном формате", - отмечает глава ACCA Россия (the Association of Chartered Certified Accountants) Вера Стародубцева.

Слабый рубль перераспределяет рынок

Стремительное падение курса рубля существенно повлияло на перспективы тех, кто планировал поступать в бизнес-школу за границей. В Европу или США сейчас поедут учиться те, кто уже работает или ориентирован на работу в западных или азиатских компаниях. Кроме того, за границей можно переждать кризис, а затем уже через год-два вернуться в Россию.

При этом нужно учитывать, что спрос на выпускников MBA может появиться не сразу: в период стабилизации экономики российские компании, работающие в реальном секторе, не смогут предложить интересанту высокую зарплату. Инвестиции в MBA смогут оправдать только вакансии крупнейших инвестбанков и консалтинговых компаний, где конкуренция изначально достаточно высока.

Но скорее всего, говорят участники рынка, из-за нестабильности валют основная часть желающих все же переориентируется на российский рынок, который, впрочем, также находится в весьма шатком положении. Из-за того, что в России цены на программы MBA во многих учебных заведения установлены в евро (большая часть преподавателей - иностранцы), в целом на рынке ожидается падения спроса.

"Из-за девальвации многие отложат принятие решения о получении нового образования. С ростом стоимости растут и сомнения потенциальных студентов. Сейчас многие находятся в неуверенности - готовиться или не готовиться к поступлению? Ехать в Европу или оставаться в России?" - говорит представитель Стокгольмской школы экономики. Некоторые образовательные учреждения для повышения спроса готовы идти на рассрочку или предоставлять студентам скидки.

По мнению Веры Стародубцевой, текущая экономическая ситуация - это время для того, чтобы задуматься о новых карьерных возможностях. "Я думаю, что профессионалы, которые благодаря полученному бизнес-образованию смогут по-новому взглянуть на бизнес-процессы, предложить нестандартные решения с учетом лучших мировых практик, будут востребованы всегда, а в кризисный период - особенно", - полагает она.

"В неоднозначные экономические периоды бизнес-образование воспринимается потребителем как инвестиция, а механизмы принятия инвестиционных решений более сложные и неочевидные. Больше усилий приходится прилагать маркетологам, продавцам, переговорщикам, а отдача не всегда адекватна усилиям. Это - объективно и временно. Это дает шанс бизнес-школам многое пересмотреть внутри себя, внести коррективы в коммуникационные, портфельные, ресурсные стратегии", - рассуждает Дмитрий Павлов из ИМИСП.

Цены на образование в Европе в последние годы сильно выросли. Если сравнивать их с российскими, то, например, стоимость годового обучения в INSEAD сейчас составляет около €63 тыс. В пересчете на текущий курс - это 4 млн рублей. К этой сумме нужно добавить еще около 1-1,5 млн рублей, которые придется потратить на проживание без зарплаты. В США же получение бизнес-образования обойдется еще дороже: здесь стоимость обучения считается самой высокой в мире. В России стоимость программы в среднем составляет около 780 тыс. рублей.

"Год назад мы говорили об окупаемости инвестиций в МВА за три года. Сейчас - иная экономическая ситуация, поэтому пока судить сложно. Резкое ускорение или изменение карьеры, по нашим многолетним наблюдениям, происходит примерно у 30% выпускников", - говорят в бизнес-школе ИМИСП. 

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования