Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО ЛУЧШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ РОССИИ - 2021
ИНВЕСТИЦИИ В МВА, ОКУПАЕМОСТЬ (ROI) И РОСТ ДОХОДА
НОВАЦИИ В ПРОГРАММАХ МВА и ЕМВА в 2021 ГОДУ
11.06.2021 / Александра Зайончек
Источник: MBA.SU

Лояльность выпускников бизнес-школ и как она проявляется

Лояльность выпускников - краеугольный камень маркетинговой стратегии бизнес-школ. Их сайты переполнены фактами подтверждения высокой удовлетворенности от обучения: счастливые лица на фотографиях с церемонии вручения дипломов (и это правда, в такой торжественный день мало, кто грустит), хвалебные отзывы, полные аудитории на мастер-классах и т.д. Это всё правда, но она далеко не вся. Не стоит слишком обольщаться улыбками и энтузиазмом на торжественных мероприятиях - когда начинаются будни, на многое сморишь более трезвым взглядом.

Портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) проводит ежегодные опросы выпускников бизнес-школ, в ходе которых складывается картина удовлетворенности обучением. Об этом и о том, как проявляется лояльность выпускников своим бизнес-школам, мы поговорили с представителем портала Сергеем Мухиным.

- Сергей,  почему вы считаете, что между активностью выпускников МВА в опросах и их удовлетворенностью обучением в своей бизнес-школе есть прямая связь?

- Наш портал «МВА в Москве и России» уже десятый год проводит ежегодные опросы выпускников МВА и Executive MBA бизнес-школ, работающих на российском рынке. По итогам опроса составляется Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU, который публикуют деловые СМИ. Практически каждый раз нам задают вопросы, почему та или иная бизнес-школы не попала в шорт-лист рейтинга. Общий ответ обычно таков - было недостаточно анкет выпускников этой бизнес-школы (должно быть не менее 25).

Пойдем дальше и зададим себе вопрос: почему это происходит? Почему от выпускников одной бизнес-школы приходит 30, 50, а то и 100 анкет, а от другой - 4-5? На наш взгляд, причины тут две: или так поставлена работа с ассоциацией выпускников (практически везде ассоциации контролируются бизнес-школами), или выпускники так проявляют свою нелояльность альма-матер.

Мы считаем, что информация о взаимодействии бизнес-школ с выпускниками очень полезна тем, кто интересуется бизнес-образованием в России. Известна активная позиция и неравнодушие подавляющего большинства выпускников бизнес-школ, у которых есть собственное мнение по любым вопросам, в том числе и об обучении. Как правило, они откликаются и охотно отвечают на вопросы анкеты, при условии, конечно если у них осталось хорошее впечатление об обучении.

Если отклика от выпускников нет или он слабый, то от представителей бизнес-школ можно услышать "весомое", как им кажется, объяснение: «наши выпускники очень лояльны, но не заполняют анкеты, поскольку сильно заняты в бизнесе». Как говорится, без комментариев.

- Этот довод не раз высказывался представителями некоторых бизнес-школ.

- Верно, только он не работает. Например, среди участников предыдущего опроса-2020 менеджеры высшего звена и владельцы бизнеса составляют 67%, они нашли одну минуту, чтобы заполнить анкету.  

Дело тут скорее не в занятости, а в лояльности. Ну и конечно, что-то зависит от доброй воли бизнес-школы и уровня ее взаимодействия с собственными выпускниками. У нас есть примеры получения большого количества анкет от выпускников школ; как правило, это школы-лидеры. У них хорошо развита коммуникация с выпускниками, порядок в базах данных, работой с выпускниками занимаются специально выделенные сотрудники и т.д.

- Вы упомянули добрую волю бизнес-школы. Значит, чтобы достучаться до выпускников, нужно заручиться согласием бизнес-школы?

Это желательно, ведь бизнес-школа делает рассылку по базе своих выпускников с анонсом проходящего опроса. Хотя школа - не единственный источник информации, есть соцсети, в которых мы также находим выпускников. Но мы исходим из того, что администрации бизнес-школ, в свою очередь, тоже заинтересованы получить независимую обратную связь от своих бывших слушателей. Это дает возможность школе скорректировать те или иные подходы в своей деятельности и сравнить свои результаты с результатами других бизнес-школ.

" Когда 95% участников российского рынка бизнес-образования принимают участие в Народном рейтинге бизнес-школ, глупо делать вид, что все они ошибаются

Народный рейтинг бизнес-школ MBA.SU - прекрасная возможность заявить о себе как о качественном учебном заведении бизнес-образования, привлечь новых слушателей. И если качество обучения действительно такое высокое, как об этом пишут на своих сайтах бизнес-школы, не стоит опасаться, что выпускники в опросе поставят невысокие оценки за обучение.

- Но для некоторых руководителей школ бизнеса вопрос неучастия в опросе (а, значит, и в рейтинге), похоже, является принципиальным. Звучали высказывания, что российским рейтингам они не доверяют, а в международных не присутствуют по независящим от них причинам...

Конечно, опрос и рейтинг - дело добровольное, тут никто никого заставить не вправе. Но нужно понять, чего в отказе больше: принципиальности или опасения за результат. Такой «принципиальный» подход выглядит несерьезно для структуры, которая учит других бизнесу и менеджменту. Представьте себе спортсмена, который всем рассказывает, что он самый лучший в стране, но при этом он не участвует в соревнованиях, на том основании, что в российское судейство он не верит, а на международные соревнования его, увы, не берут. Когда 95% участников российского рынка бизнес-образования принимают участие в Народном рейтинге бизнес-школ, глупо делать вид, что все они ошибаются.

Отсутствие выпускников бизнес-школы в опросе и рейтинге провоцирует неудобные вопросы со стороны тех, кто выбирает программу обучения. Нас часто спрашивают: почему такой-то бизнес-школы в рейтинге нет, что это означает? Как понимать, если на сайте школы бизнеса написано, что она-лидер бизнес-образования, а в национальном рейтинге она не присутствует?

Можно сколько угодно рассказывать окружающим о своих программах и достижениях, демонстрировать лояльных выпускников, но у вдумчивых менеджеров, привыкших к анализу и отсеивающих шелуху пиара, всё равно будут вопросы. Потому что уверенные в себе лидеры не боятся опросов.

- Говоря о лояльности выпускников, необходимо отметить, что лояльных выпускников немало у каждой серьезной бизнес-школы.

- Конечно, в противном случае они не смогли бы так долго работать на рынке МВА. Так же понятно, что школам гораздо удобнее работать с теми, кому обучение понравилось. Более того, в некоторых бизнес-школах списки лояльных слушателей начинают создаваться уже спустя несколько месяцев после начала занятий. И такие бизнес-школы (к счастью, их меньшинство) пытаются жестко контролировать мнения своих выпускников, чтобы избежать какой-либо критики. Это невозможно, даже если выпускники, чтобы не ссориться с бизнес-школой (мастер-классы, льготные курсы или другие мероприятия после окончания) заявляют, что поступили определенным образом, это не значит, что в действительности это было так. На то и существует тайное голосование, как объективный инструмент выявления истины.

Возвращаясь к нашему опросу, нетрудно заметить, что в одном случае анкеты присылают выпускники из общей базы выпускников, а в другом - из отобранного списка. На это указывают многие признаки, которые я не буду здесь называть. За десять лет проведения опросов выпускников мы научились отделять одно от другого. И этот, второй вариант свидетельствует о неуверенности бизнес-школы в высокой удовлетворенности обучением своих выпускников.

- Мы начали разговор с Народного рейтинга. Методика подсчёта результатов в 2021 году осталась прежней или будут какие-то новации?

- В целом подход не изменился; показатели удовлетворенности, которые мы замеряем, остались теми же: рост дохода через два года после окончания учебы, карьерный рост, деловые связи, личностное и профессиональное развитие. В таблицу рейтинга идут средние значения по каждому показателю. В этом году изменился вес показателей - мы перешли от единицы по каждому, к дифференцированному учёту. Вызвано это тем, что из четырех показателей два (рост дохода и карьерный рост) имеют наивысшую практическую ценность (это главное, зачем идут в бизнес-школу), а два других (деловые связи, личностное и профессиональное развитие)- опосредованную, которая, возможно, со временем приведет к росту дохода, карьерному росту или созданию/развитию бизнеса, а может быть, и нет. В связи с этим, вес этих показателей уменьшен в разной степени. Мы стремимся к большей объективности и адекватности в оценке удовлетворенности обучением в бизнес-школе.

- Когла мы сможем ознакомиться с результатами?

- Народный рейтинг российских бизнес-школ-2021 будет опубликован в первой декаде сентября с.г. До этого мы планируем опубликовать результаты опроса выпускников по оценке составляющих учебного процесса (программа, ее практикоориентированность, преподаватели, сложность проектов, требовательность преподавателей, уровень взаимодействия слушателей). Это будет интересно.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования