Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


28.08.2020 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

«МВА для женщин», в чём проблема?


Проректор бизнес-школы «Сколково», профессор бизнес-практики Светлана Миронюк в интервью Forbes обеспокоена малым числом женщин в бизнесе и вопросами женского лидерства в современном российском обществе.

В частности, она говорит: «В бизнес-школах наблюдается точно такой же гендерный перекос, как и в бизнес-сообществе. На МВА и Executive MBA приходят учиться 15-20% девушек и 80% мужчин. Мы исследуем причины перекоса и знаем, что по опросам женщины не готовы потратить на себя деньги, полагая, что лучше ресурсы вложить в семью. Также они не уверены, что эти расходы принесут нужную отдачу, оправдаются изменениями в их карьере. Поэтому в большинстве международных бизнес-школ существуют программы, гранты и скидки только для женщин, только приходите учиться. А что значит учеба в бизнес-школе? Это своеобразный гормон роста, это значит, что ты через шаг применишь эти знания в своем собственном бизнесе».

Нередки ситуации, когда начальники озвучивают цифры, которые не сильно стыкуются с практикой - просто помощник, готовивший текст интервью, поленился изучить вопрос глубже. Разберемся с цифрами.

Сильный гендерный перекос (80% / 20%) на программах МВА и ЕМВА в МШУ «Сколково», озвученный Светланой, в большинстве остальных российских бизнес-школ статистикой не подтверждается. Все тридцать лет МВА в России дисбаланс находится, в среднем, на уровне 72% на 28%. Принимая во внимание протяженность наблюдений, возникает подозрение, что такой дисбаланс близок к оптимальному.

MBA для женщин

Мы - за равенство и против гендерной дискриминации, но может быть, причина меньшего представительства женщин в бизнес-школах не в том, что они стесняются потратить деньги на своё бизнес-образование? Может дело в том, что не все женщины хотят быть бизнесменами, крупными руководителями и бизнес-лидерами? Может, кому-то, как банально это не звучит, важнее любимая семья и дети, и эти женщины с радостью оставляют тяжелую ношу воинов бизнеса своим крепким половинам? Ведь далеко не все женщины стремятся к жизни, в которой их детей воспитывает гувернантка, а мужу ужин готовит домработница, в то время, как бизнес-леди сутками лидирует в бизнесе. Что до равноправия, то в советское время оно, порой, принимало экзотические формы - все помнят женщин-шпалоукладчиц, яркий образ одной из которых воплотила Нонна Мордюкова.

Если вернуться к цифрам, то картина, нарисованная Светланой, здесь не такая уж и безрадостная. Например, в ИБДА РАНХиГС в группе МВА 64% составляют мужчины и 36% - женщины; на МВА Экономического факультета МГУ женщин 43%; на МВА Академии PwC 39% - женщины, а на МВА в ШБиМК МГИМО женщины составляют почти половину (45%). На программах Exеcutive MBA женщин поменьше (например, в ВШМ СПбГУ женщин около трети, порядка 28%). Иными словами, в других бизнес-школах женщин в полтора-два раза больше, чем в «Сколково», при том, что вопросы развития лидерства там есть в каждой программе МВА и ЕМВА.

Светлана сообщает также, что Бизнес-школа «Сколково» этой осенью запустит первую в стране программу бизнес-образования для женщин FLOW (Female Leaders Opportunities and Wholeness). Сколково, безусловно, знает, что делает. Но мы, со своей колокольни, позволим себе немного усомниться в перспективах идеи «обучение для женщин». Представляется, что далеко не все женщины захотят учиться в своём, женском кругу, равно как большинство из них - работать в чисто женском коллективе.

По данным всероссийского опроса службы исследований HeadHunter, 96% женщин, работающих в преимущественно мужском коллективе, ощущают себя вполне комфортно, и только 4% также хорошо чувствуют себя в чисто женском коллективе. Причём, треть (30%) женщин ответили, что с мужчинами интереснее, а 28% женщин отметили мужскую сдержанность как большое преимущество, особенно когда дело касается бизнеса. Ещё 20% опрошенных женщин нравится, что мужчины не сплетничают.

Бизнес-тренер Сергей Зиничев, опираясь на собственный опыт, утверждает: "В моей практике лучшими командами были те, где количество мужчин и женщин было в соотношении 80% на 20%. Этот принцип Паретто и тут полностью работает". Присоединяюсь к этой точке зрения.

Маленький экскурс в историю. Когда-то существовали "мужские" и "женские" школы, и женщины-лидеры того времени вели борьбу против гендерной сегрегации за равные права, в том числе, за право учиться в единой школе по единой программе. Пришло время для другого тренда?


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования