Эксперт №1 по бизнес-образованию в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Рейтинг бизнес-школ MBA.SU
Индекс популярности
Акции, скидки
Видео-отзывы выпускников
Оценки выпускников
ТОП курсов MBA
28.08.2019 / С.Мясоедов
Источник: Интерфакс

Президент РАБО С.Мясоедов об оценке качества бизнес-образования


Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования.


Новые критерии оценки качества бизнес-образования

Значение аккредитаций и рейтингов для потребителей бизнес-образования в условиях цифровизации, прорывных технологий и обилия информации постоянно возрастает. Потребители ищут добросовестные и надежные источники информации о ведущих бизнес-школах и университетах. Развитое в нашей стране "позвоночное право", заказные и непрозрачные системы оценки стимулируют интерес к зарубежным стандартам оценки качества. А обладатели ведущих международных аккредитаций и участники признанных в мире бизнес-образования рэнкингов все чаще учитываются бизнесом при выборе бизнес-школы. Кроме того, провозглашенный в стране курс на экспорт образования сделал актуальным для лидирующих российских бизнес-школ вопрос о вхождении в мировую элиту. На практике это означает курс на получение международных аккредитаций и участие в рэнкингах.

Каковы же достижения бизнес-образования России в этом направлении в течение последнего десятилетия? Из трех главных аккредитаций мира (так называемых аккредитаций "Тройной короны") высшую мировую аккредитацию AACSB International (Международная ассоциация по развитию университетских бизнес-школ) сегодня в России имеет лишь одна бизнес-школа - Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.

Расположившиеся в мировой классификации на втором месте, аккредитацию Европейского фонда развития менеджмента EQUIS в России имеют две бизнес-школы: ВШМ Санкт-Петербургского университета и "Сколково". Третью аккредитацию из "Тройной короны" - АМВА International - имеют программы магистратуры и МВА 15-ти ведущих бизнес-школ страны, в том числе ИБДА и ВШМ. В 100 лучших программ МВА и ЕМВА мира (по версии Financial Times) вошли две программы ИБДА РАНХиГС, реализуемые в альянсе с европейскими партнерами, а в число 100 лучших программ магистратуры (по версии Financial Times и британского The Economist) вновь вошла программа ВШМ. На этом присутствие российского бизнес-образования в знаковых международных рэнкингах, к сожалению, заканчивается.

Международные аккредитационные и рэнкинговые достижения ведущих российских бизнес-школ - это предмет особой гордости, и каждый новый взятый рубеж является знаковым. Поэтому не могу не отреагировать на появившиеся в прессе и соцсетях странные и непрофессиональные комментарии о том, что только международные рэнкинги являются реальным показателем качества, тогда как аккредитации уходят в прошлое. Подобное заявление направлено на противопоставление друг другу ведущих бизнес-школ страны, которых сегодня у нас и без этого до обидного мало. Нехватка таланта и экспертизы маскируются популистским псевдоправдоискательством и псевдопринципиальностью.

Международные аккредитации и международные рэнкинги - это всего лишь две стороны мировой оценки качества бизнес-образования. Утверждать обратное может либо невежда, либо человек ангажированный и недобросовестный. Добавлю, что бизнес-школы, не имеющие хотя бы части аккредитаций "Тройной короны", в серьезных международных статусных реэнкингах обычно не представлены. Однако само появление подобных комментариев и манипуляций фактами, с моей точки зрения, доказывает, что системы независимой оценки качества делового и управленческого образования до сих пор недостаточно. Поэтому попытаюсь дать краткую характеристику состояния этой независимой оценки образования в России и мире.

Вначале о независимой оценке качества бизнес-образования в России. С нашей точки зрения, эта система успешно завершает стадию качественного становления: на российском рынке начал работать ряд экспертных общественных объединений, которые проводят независимые аккредитации и стремятся дать потребителям объективную картину образовательного бизнес-ландшафта. К наиболее значимым можно отнести ежегодный и ставший уже традиционным "мягкий" рэнкинг программ MBA и бизнес-образования России, проводимый экспертами сайта MBA.SU [В первой декаде сентября будет опубликован очередной, Х Народный рейтинг российских бизнес-школ MBA.SU-2019 - прим. ред.]. Характерной чертой этого рэнкинга является также нечастое для России равное отношение к достижениям как бизнес-школ, входящих в состав крупнейших государственных университетов, так и негосударственных инновационных структур.

Интересен новый рэнкинг, ориентированный на оценку развития предпринимательского потенциала выпускников вузов и бизнес-школ, который в последние два года проводит российское издание Forbes. Идет серьезная работа по разработке методологии рэнкинга участников рынка делового и управленческого образования России, в которой участвуют эксперты Национального совета по оценке качества делового и управленческого образования (НАСДОБР) и агентства "Интерфакс". Неплохо показало себя сотрудничество между Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и Аналитическим отделом РБК, благодаря которому в этом году во второй раз потребители услуг бизнес-образования в нашей стране получат развернутую характеристику российских бизнес-школ, составленную на основе подробной анкеты и целевого интервью с деканами.

За последние несколько лет группой специалистов из Екатеринбурга в сотрудничестве с журналом "Эксперт" было опубликовано несколько добротных рэнкингов бизнес-школ России и СНГ, где в качестве ключевого показателя рассматривается их международная деятельность. Лидерами, попеременно занимавших в последние три года первую строчку, были представлены инновационный негосударственный университет "АЛМА Ю" из Казахстана (2016 г.), ИБДА РАНХиГС (2017 г.) и ВШМ Санкт-Петербургского университета (2018 г.)

На этом перечень экспертных групп и достойных внимания национальных независимых аккредитаций и рэнкингов бизнес-образования в нашей стране можно закончить. Но стоит отметить, что оценка бизнес-образования требует специальной экспертизы, не совпадающей по критериям и подходам с оценкой вузовских программ. Для аккредитационных и рэнкинговых групп, бравшихся за оценку качества программ типа МВА, испытание специальной экспертизой и пониманием отличий, объективностью и неангажированностью оказались не по плечу.

Публикуется в сокращении. Полный текст здесь

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования