Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


09.12.2016 / Наталия Маргиева
Источник: Finparty.ru

Кьелл Нордстрём выступил в Стокгольмской школе экономики [Finparty.ru, 09.12.2016]

Стокгольмская школа экономики в России пригласила выпускников на встречу с известным экономистом, соавтором бестселлера «Бизнес в стиле фанк». Кьелла Нордстрема называют человеком-драйвом, и тезисы его выступления этому под стать.

Об урбанизации

Мы стоим на пороге тотальной урбанизации, все большее значение приобретают города, а не страны. Достаточно посмотреть на снимки из космоса, где ярким светом отмечены Москва, Сеул, Токио и другие мегаполисы, тогда как остальное пространство погружено во тьму. Через тридцать лет 80-85% населения будут жить в 600 крупных городах, а значит, мировая экономическая активность сосредоточится именно там.

При этом почти все мы будем жить на территории, занимающей всего 2% поверхности планеты. На смену транснациональным корпорациям придут трансгородские. При завоевании новых рынков будут иметь значение конкретные города или даже их части, а не страны. Более того, мегаполисы, экономика которых обеспечивает значительную часть национального дохода, начнут все агрессивнее диктовать свои правила государству и требовать независимости. Например, после новости о Brexit Лондон заявил о желании остаться в ЕС. И поскольку его экономика представляет собой треть британской, то с ним вынуждены считаться.

О тотальной диджитализации

Оцифровано будет все, что только можно, а значит, любой предмет, имеющий потенциал стать «умным», окажется таковым. Вскоре появится «умная» пыль, которая преобразит даже самые обыденные вещи - от стен в квартире до нанесения макияжа.
Автомобили превратятся в смартфоны на колесах. Мы последнее или предпоследнее поколение, которое все еще приобретает обычные машины. Через пятнадцать лет владельцев автомобилей больше не будет, мы все станем их пользователями. Наши дети и внуки будут их арендовать и ими делиться.
Мир захватила власть «корпорации FAANG» - Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Google. Другим компаниям так или иначе приходится оглядываться на них, и если кто-то не вписывается в их контекст, его существование оказывается под угрозой. Например, даже очень продвинутому шведскому сервису Spotify не обойтись без FAANG: разработчикам этого приложения приходится платить Apple, чтобы находиться в App Store. Ты либо платишь, либо тебя не существует.

О бессмысленности планирования

Нас учили, что в любой ситуации необходим план. Он нужен для управления государством, компанией или собственной жизнью. Но существуют явления, которые мы относим к хаотичным системам второго порядка. Предсказать их проблематично, поэтому невозможно управлять ими по плану.

К таким системам относится погода. Несмотря на прогнозы, что-то может пойти не так и начнется дождь. Примерно то же самое происходит, когда мы привязываем японскую иену к ценам на нефть, к котировкам британской биржи - создается сложная система второго порядка, за которой можно наблюдать, но нельзя ее контролировать.

Таким образом, планирование становится практически недостижимым явлением. Оно превратилось во что-то вроде танца с бубнами: вы можете замечательно танцевать, но дождь все равно пойдет. На смену планированию приходит метод проб и ошибок - то, чем ежедневно занимаются ученые по всему миру. Из университетов он начинает мигрировать в компании и государства.

О беспроигрышном зарабатывании денег

Побеждает тот, кому удается установить в сознании потребителя временную монополию - производить оригинальный и нужный продукт, который не делает больше никто. Половина из присутствующих здесь содрогнется, если завтра вас заставят сменить гаджеты Apple на Android. Все дело в том, что Apple удалось установить временную монополию в вашей голове. То же самое сделала IKEA. Я могу ненавидеть очереди, но если мне нужна дешевая и качественная мебель, у меня нет выбора, куда пойти, кроме как в магазины этой компании.

О том, почему мы глупеем каждый день

Информационный поток стремительно нарастает, а объем человеческого мозга остается примерно таким же, что и двести тысяч лет назад. За последние пятнадцать-двадцать лет значение информации и скорость ее возникновения увеличились в 300 и в 10 раз соответственно, то есть совокупный объем данных стал в 3 000 раз больше. Каждое утро мы просыпаемся немного глупее, чем накануне, потому что количество информации, которую мы не в состоянии охватить, растет ежеминутно.

Важным как никогда становится сотрудничество друг с другом: любая область знаний слишком обширна, чтобы освоить ее в одиночку. Если раньше среди нобелевских лауреатов были в основном отдельные ученые, то теперь - группы исследователей. А знаете ли вы, сколько человек работает над одной композицией диджея Avicii? Не менее двадцати! Эра мастеров одного дела прошла, теперь мы все любители.

О девальвации образования

Ценность высшего образования перестала расти, а в некоторых странах стремительно падает. С развитием технологий вузы потеряли монополию на знания, и теперь диплом хоть и остается абсолютной необходимостью, но уже не является гарантией стабильного будущего. Конкурентные преимущества будут основываться не на вербализированных знаниях, получаемых в университетах, а на скрытых, так называемых пассивных. Под ними подразумеваются информация и опыт, которыми мы владеем, но не можем выразить словами. При этом мы используем их при принятии решений и анализе.

Находясь вместе, а не на расстоянии друг от друга, сотрудники обмениваются скрытыми знаниями и достигают лучших результатов. Сейчас многие организации осознали это и начинают переходить от схемы, когда персонал работает из дома, к созданию единых рабочих пространств. Несколько лет назад гендиректор Yahoo Марисса Майер запретила двенадцати тысячам сотрудников выполнять свои задачи удаленно, пояснив, что компания начинается с физического присутствия каждого рядом со своей командой.

* * *

В ходе лекции Нордстрем поделился также названием следующей книги - Fuck Technology. Она выйдет в 2018 году. Напомним, что бестселлер Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк» был впервые издан в России в 2000 году, завоевав огромную популярность.




 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования