Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.04.2019
Источник: Financial Times, 22 марта 2019

Российские бизнес-школы ищут глобальную перспективу

Вывески на стенах бизнес-школы "Сколково" на окраине Москвы написаны английскими буквами, вдвое большими, чем на русском и китайском языках, что свидетельствует о глобальных амбициях учреждения. Не хватает только одного: коренных англоязычных студентов. Школа была создана в 2006 году российскими бизнесменами и для них, чтобы предложить обучение с сильной практической направленностью. Ее клиентура по-прежнему в основном привлекается из России. Несмотря на сложное наследие советской эпохи и нынешние напряженные политические отношения с Западом, есть стремление к глобальной перспективе в этой школе, и во все большем числе учреждений бизнес-образования по всей стране.

"В России 10 лет стагнации и большей изоляции, но бизнес может быть только глобальным, и есть реальный спрос", - говорит декан Марат Атнашев, который говорит, что "Сколково" покрывает свои расходы за счет ряда инновационных программ. "Мы предприимчивы и хотим выжить как независимая школа: мы едим то, на что охотимся." Среди бизнес-лидеров есть явное стремление к расширению на международном уровне. "Российский рынок замедляется, и я много думала о глобальной экспансии", - говорит Елена Новикова, которая ведет видеоконференции и участвует в специальной программе для малого и среднего бизнеса . "Я ищу возможности для развития за пределами России", - добавляет Дмитрий Рыженков, который руководит промышленным бизнесом и рассматривает возможность экспансии на Балканы и в Китай. - Вопрос в том, как долго продержится этот рынок."

Санкт-Петербургский университет был пионером бизнес-образования с глобальными амбициями в постсоветской России. В 1993 году он открыл Школу менеджмента  [сейчас - Высшая школа менеджмента СПбГУ - прим.ред.] и быстро приступил к поиску международной аккредитации и налаживанию партнерских отношений и учебных программ с партнерами в других странах. В то время было не просто внедрить обучение западному менеджменту, по словам бывшего декана Валерия Катькало. "В Советском Союзе не было такой традиции, - говорит он. "Менеджмент рассматривался как профессиональное обучение, основанное на интуиции и личном опыте." С этим согласен Сергей Мясоедов, ректор Международной школы бизнеса [сейчас - Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС - прим.ред.]. "Была цитата из Ленина, что всех можно научить управлять, она содавала впечатление, что управление является довольно поверхностным делом и не является профессией, которой могли бы овладеть некоторые талантливые люди."

Было также сопротивление новым подходам со стороны консервативной части академических кругов. Он вспоминает, как ему пришлось бороться за самостоятельность своей школы в престижном Московском институте международных отношений, где некоторые профессора старой формации читали теоретические лекции, не представляющие интереса для новых пытливых корпоративных клиентов. Затем г-н Мясоедов перевел МШБ в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ - более гибкое образовательное учреждение на юго-западе Москвы. Сейчас, в то время как одни российские университеты предлагают дорогостоящие программы МВА, другие стали ориентироваться на онлайн-курсы, г-н Мясоедов предупреждает, что качество последних является нестабильным и отсутствует регулирование таких квалификаций международными органами, аккредитующими МВА. "Мы наслаждаемся свободой, но не признанием", - говорит он.

Как и Санкт-Петербургский университет, ИБДА РАНХиГС активизировал свои усилия по привлечению слушателей на программу Executive МВА в формате part-time. В обоих случаях это означало переход к кампусам, расположенным в центре города, чтобы привлечь статусных деловых людей. "Сколково", тем временем, сохранило акцент на бизнес-образовании и подготовке специалистов на заказ и отказалось от программы MBA full-time, не сумев привлечь достаточное количество кандидатов.

С другой стороны, спрос на прикладные знания по современным темам и практические навыки привел к росту корпоративных университетов в крупных корпорациях России. Господин Катькало, например, оставил Санкт-Петербургский университет, чтобы создавать грандиозную серию программ для сотрудников и клиентов Сбербанка, государственных финансовых учреждений. Это включало в себя программы для собственных сотрудников, разработанные совместно со Стэнфордом, Insead и Лондонской школой бизнеса.

Акцент на прикладное обучение в российских бизнес-школах создал трудности в завоевании признания у международных аккредитационных органов. Некоторые из них требуют наличия академических исследований в качестве предварительного условия для получения аккредитации, что также необходимо для участия во многих публикуемых рейтингах школ и привлечения опытных международных преподавателей.

"Сколково" создано с по инициативе правительства РФ как самостоятельная школа, независимая от какого-либо учебного заведения. Но г-н Атнашев, который стремится к международной аккредитации, говорит, что он начинает строить постоянный факультет с профессорами из иностранных бизнес-школ, работающих по долгосрочным контрактам, в дополнение к приглашенным. Школа также диверсифицировала свои предложения, путем создания китайского института. Она наладила связи с Гонконгским университетом науки и техники, с которым она приступила к осуществлению совместной программы МВА для руководителей, и подала заявку на международную аккредитацию, но еще не получила ее. В школе разработаны специализированные курсы, в большей степени учитывающие специфику российского рынка, в том числе программа обучения для чиновников и руководителей предприятий из моногородов, а также краткосрочные курсы для школьников, заинтересованных в предпринимательстве, многие из которых являются детьми выпускников школы.

Петр Санников, студент EMBA Сколково, говорит, что он думал о том, чтобы пойти учиться в европейские и американские бизнес-школы, но решил, что личный нетворкинг в своей стране важнее. "Девяносто процентов наших профессоров из-за рубежа, поэтому мы получаем международную экспозицию", - говорит он. "Но гораздо ценнее, если вы знаете кого-то опытного с вашего курса, к кому можно обратиться за советом, когда приходят местные налоговые инспекторы."


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования