Эксперт №1 по бизнес-образованию в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Рейтинг бизнес-школ MBA.SU
Индекс популярности
Акции, скидки
Отзывы выпускников
08.05.2019 / Сергей Мухин
Источник: MBA.SU

Непоказательные проценты

Отражает ли количество вакансий в рекрутерских базах спрос на кандидатов с МВА?


Пришла весна, а с ней - набившие оскомину сетования СМИ по поводу слабой востребованности выпускников бизнес-школ. В статье «Цифра в приоритете» («Российская газета» 9.04.2019) со ссылкой на HeadHunter сообщается:

«Требования о наличии степени МВА не находятся в числе приоритетных у российских работодателей при найме высшего менеджмента. В течение 15 лет средняя доля вакансий с упоминанием МВА находится на уровне 1 процента от общего числа вакансий топ-менеджеров. Пик спроса на таких управленцев пришелся на 2010-2011 годы, что совпало с периодом восстановления после кризиса конца 2008 года. Затем в течение нескольких лет спрос снижался, но в 2018 году вновь вернулся к росту, превысив 1 процент. Доля кандидатов с наличием МВА также невысока».

HeadHunter (далее - НН) любит оперировать числом вакансий и резюме, находящихся в его базе, и мы часто воспринимаем такие ссылки как показатель отношения рынка к МВА. Но это выглядит правдоподобным только на первый взгляд. Но совсем неясно, что представляют собой эти базы.

Hапример, в статье «Работодатели готовы приплачивать за диплом МВА втрое» («Ведомости», 21.02.2017), опять-таки со ссылкой на НН, читаем: «147000 россиян указали степень MBA в своих резюме, размещенных на сайте HeadHunter в 2008-2016 гг. Это всего лишь 0,4% от всех резюме на сайте».

В результате простого перемножения получаем, что за восемь лет на НН было размещено 36,75 млн. резюме (!!!), в том числе наши 147 тыс.  Тогда тут либо выпускников МВА в ДВА раза больше, чем мы полагаем [по нашим данным, российские бизнес-школы выпустили около 75 000 выпускников программ МВА и Executive MBA], либо на протяжении восьми лет ежегодно в базу добавлялось порядка 18 тысяч новых резюме с MBA, причем старые не удалялись. Какие выводы можно делать на базе такой мутной статистики?

Сегодня, по данным сайта НН, суммарное количество резюме составляет свыше 1,7 млн., а вакансий - около 500 тысяч.  Если предположить, что все российские работодатели размещают вакансии исключительно на HH, и цифра 1% вакансий с МВА верна, получаем 5000 вакансий для выпускников бизнес-школ. Много это или мало? Начнем с того, что в отличие от студентов вузов, менеджеры приходят учиться, будучи работающими людьми, и по окончании бизнес-школы вопрос трудоустройства беспокоит довольно незначительную их часть. Конечно, всегда есть желание сменить работу на более интересную и денежную, но это все-таки  немного другая история.

Итак, на рынке труда работает порядка 75 тысяч выпускников МВА, причем большинство из них сами являются работодателями разных уровней. Что до топ-менеджеров, то здесь НН не открывает никакой Америки - главным критерием при их поиске всегда были профессиональные и личные качества вкупе с опытом руководства. Но разве этот факт хоть в малейшей степени характеризует отрицательное отношение работодателей конкретно к топ-менеджерам со степенью МВА? Очевидно - нет, и если посмотреть на деловую новостную ленту, трудно не заметить, что в последнее время высшие посты в компаниях занимают сплошь выпускники МВА. Вообще уже лет двадцать всем известно, что степень МБА является преимуществом кандидата при прочих равных. Поэтому, есть в вакансии упоминание о МБА или нет, значения не имеет. И ни о чем плохом это не говорит.

Информация для журналистов: разговор о МВА высшим менеджментом далеко не исчерпывается. По данным MBA.SU, более трети слушателей бизнес-школ составляют менеджеры среднего звена и линейные менеджеры, половина из которых благодаря обучению повышает свой должностной статус, занимая вакансии "с" или без упоминания МБА.

Резюмируя, можно сказать: количество вакансий и резюме в разных рекрутерских базах не является надежным показателем отношения условного работодателя к выпускникам МВА. Люди лучше рекрутеров чувствуют, зачем им МВА, поэтому и наборы в ведущие бизнес школы не снижаются. А если где они и просели, то виной этому, по большей части, чисто финансовые возможности кандидатов.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования