Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО ЛУЧШИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ РОССИИ - 2021 НОВАЦИИ В ПРОГРАММАХ МВА и ЕМВА в 2021 ГОДУ ШКОЛА БИЗНЕСА МИРБИС: СТАРШЕ, ОПЫТНЕЕ, МУДРЕЕ
21.07.2021 / Борис Мазо
Источник: "Деловой Петербург"

Учебный контент под мобильный и будущее ВУЗов онлайн

О будущем онлайн-образования и о том, сможет ли оно вытеснить классическое образование из ВУЗов, "Деловой Петербург" побеседовал с ректором ИМИСП, основателем IC Lab Ярославлом Павловым.


- Онлайн-образование за минувший год показало существенный рост. Такие результаты обеспечил ковид, или это в большей степени тренд времени?

Онлайн-образование смело можно считать трендом последних 15-20 лет. Другое дело, что все это время в голове обывателя оно было маргинальным форматом. Все воспринимали онлайн-образование как что-то дешёвое и менее качественное. Во время ковида многие были вынуждены погрузиться в мир онлайна.

Поначалу этот опыт для большинства был исключительно негативным. Но с опытом стало приходить понимание того, как реализовывать онлайн-формат и когда он уместен. Резюмируя, можно сказать, что ковид помог тренду онлайн-образования занять своё место и обеспечил качественный сдвиг. Без сомнения, после окончания пандемии онлайн-образование будет продолжать развиваться и с точки зрения объёмов рынка, и с точки зрения качества. При этом ценность и востребованность очного обучения в премиум-сегменте также возрастёт.

- Какую часть в ИМИСПе онлайн-образование занимало в 2020 году и занимает сейчас?

ИМИСП очень осторожен с онлайн-форматом. У нас есть инструментарий и компетенции для реализации онлайн-обучения, но мы этим не злоупотребляем. Данный формат до пандемии использовался очень ограниченно и в дальнейшем будет применяться только там, где это добавит ценность для слушателей. Дело в том, что онлайн хорош в первую очередь для передачи знаний (особенно академических), а ИМИСП фокусируется на практических управленческих знаниях и навыках, обмене опытом, построении деловых связей между участниками. В серьёзном бизнес-образовании очный формат играл и будет играть более важную роль, чем онлайн. Хотя это не исключает использование разных форматов в зависимости от целей и задач в рамках конкретной программы. Но, повторюсь, ставку мы делаем на очном взаимодействии, обмене опытом и бизнес-практике.

- Онлайн-образование, с вашей точки зрения, мобилизует студента или расслабляет?

Я считаю, что формат не может мобилизовать или расслаблять студента. Всё зависит от мотивации, способностей и умения учиться. Важно понимать цели и задачи студента или слушателя. В случае бизнес-образования они лучше реализуются через очный формат. И то, что в онлайне эти цели и задачи могут не реализовываться, конечно, снижает уровень мотивации. Если же говорить о высшем образовании, наполненном академическими знаниями, там онлайн-формат открывает новые возможности для мотивированных студентов. Передача академических знаний в онлайн-формате позволяет студентам с разными способностями и скоростью усвоения материала быть более эффективными и результативными в обучении. Но преимущества онлайн-образования, конечно, касается в первую очередь академических знаний и в меньшей степени передачи практического опыта.

- Насколько с вашей точки зрения для современного студента важна социализация в стенах вуза?

Если говорить про слушателей программ уровня МВА, то социализация является важнейшим компонентом обучения для самих слушателей. Возможность взаимодействовать с равными себе, обмениваться опытом, выстраивать бизнес-связи - важнейшие аспекты для слушателей программ бизнес-образования.

Если же говорить о студентах высшего образования, там ситуация несколько отличается. Это касается и способов социализации, и привычек, и отношения к обучению. На мой взгляд, социализация в рамках освоения академических знаний вторична. Социализация становится действительно значим там, где начинается практика.

В программах высшего образования её традиционно довольно мало. Но тут социализация просто необходима, так как в жизни без реального опыта взаимодействия в очном формате будет очень тяжело. Другое дело, что для некоторых специалистов профессиональное взаимодействие может реализовываться в дистанционном формате. В первую очередь тех, кто работает в основном индивидуально.

″даже самые продвинутые технологии не смогут заменить очные занятия на МВА полностью

При этом, не стоит забывать, что тысячелетиями человек жил, как социальное существо, реализующее себя через очное взаимодействие. Человек, как вид развивается значительно медленнее, чем технологии. И мы не можем за несколько десятков лет полностью переключиться на дистанционный формат взаимодействия без последствий для психики. Поэтому, если мы хотим быть успешными и ментально здоровыми, необходимо сохранять достаточный объём очного взаимодействия и в обучении, и в работе.

- Какие тренды сегодня в европейском и американском онлайн-образовании?

Во-первых, есть сильный тренд признания онлайн-обучения, как одного из форматов в академическом контексте. Многие ведущие международные ВУЗы вынуждены были признать и начать использовать онлайн-формат во время пандемии. Обратного пути уже не будет. Кроме того, есть явный тренд на партнёрство между онлайн-платформами и учебными заведениями.

Кроме того, есть ряд технологических и методических аспектов, которые стали индустриальными трендами. Это в первую очередь мобильное обучение и микро-обучение. Создание учебного контента, адаптированного под мобильные устройства, постепенно становится нормой. И тут значительную роль играет видео. Дробление учебных программ на маленькие кусочки, которые можно осваивать в короткие промежутки времени, ещё одна дань (или жертва?) современному образу жизни. Но, конечно, это работает не всегда и не везде.

″ценность и востребованность очного обучения в премиум-сегменте также возрастёт

Из трендов, которые очень активно растут на западе, но намного меньше заметны в России, можно отметить рост использования OER (open educational resources - открытых образовательных ресурсов). Это, конечно, не подходит для серьезного бизнес-образования, но в бакалавриате или даже в школах, такие материалы все активнее применяются и очень эффективно.

- Достаточно ли сегодня правовое регулирование онлайн-образования?

Международный опыт показывает, что чем меньше регулирования образования, тем лучше. Излишнее регулирование приводит к большому количеству бесполезных действий, перегрузке администраторов и преподавателей, бумажным компетенциям студентов (т.е. существующим только на бумаге) - всё это не работает на практике. На практике лучше всего работает система добровольных независимых аккредитаций. Это и даёт возможность утвердить индустриальные стандарты качества, и оставляет пространство для инноваций.

Хочешь соответствовать лучшим практикам - приведи программы в соответствие со стандартами. Хочешь экспериментировать - создавай новые программы без аккредитаций и пусть рынок тебя оценит. А главное, в аккредитационных комиссиях уважаемых организаций интересуются реальным положением дел и профессионально проверяют, что реально происходит, а не что написано в бумажках. Для бизнес-образования самая главная аккредитация - это AMBA, кроме того, стоит выделить BGA, IQA, AACSB, EQUIS. Кстати, аккредитация АМВА уже включает требования к онлайн-формату в программах МВА. Отдельных аккредитаций для онлайн-образования, которые однозначно признаются всеми игроками рынка (как АМВА для программ МВА), пока нет. Но, я верю, что всё впереди. Тем более, что есть отдельные нишевые аккредитации для онлайн-продуктов, которым можно доверять.

- Возможно ли уже сегодня создать престижный онлайн вуз? Когда это станет актуальным и что для этого нужно?

Если говорить про ВУЗ в современном нашем понимании, скорее нет, чем да. Но я уверен, что система образования будет претерпевать изменения. Я вполне допускаю, что в каких-то сферах (например, дизайн) престижные онлайн-школы могут появиться уже в ближайшее время. Более всего это подходит для тех профессиональных областей, в которых специалист работает больше индивидуально, чем в социальном взаимодействии.

С другой стороны, экономика онлайн-образования сейчас такова, что большинство предпринимателей и учебных заведений нацелено на создание масштабируемых недорогих онлайн-программ. Любое престижное образование требует высоких затрат, а значит премиум программа в онлайн будет стоить значительно дороже, чем ожидает большинство потребителей.

В случае с бизнес-образованием могу уверенно сказать, что онлайн-МВА действительно высокого качества практически не будет отличаться по затратам от очной МВА. То, что мы можем сэкономить на помещениях, компенсируется затратами на технологии и дополнительные инструменты. При этом даже самые продвинутые технологии не смогут заменить очные занятия на МВА полностью. Поэтому наиболее престижные программы бизнес-образования ещё долго будут оставаться в очном и смешанном формате.

Источник

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования