Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: Сергей Мясоедов. "Попытка взлома: почему заговорили о смерти программ МВА?"

24.08.2020 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Упал ли интерес к МВА в России "в три раза?" Расследование MBA.SU


«Почему в России в три раза упал интерес к бизнес-образованию?» - под таким шокирующим заголовком 13 августа статью опубликовали «Ведомости». В ней, по итогам совместного опроса профессионалов и работодателей компании Hays совместно со Skyeng и GeekBrains, утверждается, что в ближайшие три года  (!) МВА планируют получить 18% опрошенных, в то время, как в подобном исследовании 2016 года о желании получить MBA сообщало 53% респондентов.

Падение на 35%, пусть даже за четыре года - слишком серьезное заявление, чтобы можно было просто отмахнуться от материала на традиционную (и излюбленную СМИ) тему «с МВА всё плохо». Естественно желание разобраться поподробнее и увидеть источник. Однако выясняется, что в распоряжении СМИ - только пресс-релиз с общими цифрами. Тем не менее, попробуем понять суть обнародованной информации, оперируя имеющимися цифрами, в первую очередь цифрами предыдущего отчета Hays, опубликованного в 2016 г.

Согласно пресс-релизу, в отчёте «Образование и карьера: актуальность MBA» (проводился в мае-июле 2020) говорится, что исследователями было опрошено 4867 «профессионалов» и 286 работодателей. Отдельный интересный вопрос, почему Hays не провела его самостоятельно, как в 2016 году, всё-таки, это - крупнейшая международная кадровая компания с мощными связями с работодателями. И почему, собственно, среди организаторов опроса находится, например, Skyeng - онлайн-школа английского языка. Как-то далековато от МВА... Да и Geekbrains, как известно, МВА не занимается. Ну, это так, a pro pos.

Динамика любого процесса выявляется при сопоставлении сравнимых совокупностей. В данном случае коллеги из Hays сравнивают результаты нынешнего опроса 5135 человек с опросом 2016 года, в котором опрашивалось всего 1100. Соотношение категорий опрашиваемых также изменилось - в 2016 г. «профессионалов» было 1000, а работодателей - 100; в новом опросе «профессионалов» стало больше почти в пять раз, в то время, как работодателей - только в три. Возможно, что и другие характеристики опрашиваемых (отрасли, доля международных компаний, карьерные позиции и др.) в опросе этого года также изменились. 

Далее. Смотрим официальные цифры исследования Hays 2016 г. (ниже)

Тогда, в процессе «получения» МВА находился 51% опрошенных «профессионалов», а в нынешнем опросе, согласно пресс-релизу, число респондентов со степенью МВА, оказалось в пять раз меньшим - 9%. Какие катаклизмы вызвали столь существенную разницу? Не потому ли, что в новом опросе изменились пропорции опрашиваемых категорий респондентов?

Возникает резонный вопрос: насколько корректным и показательным является сравнение результатов опросов 2020 и 2016 года? Можно ли на основании этого утверждать, что «В три раза упал интерес к бизнес-образованию»?

Интересно, на фоне сравнения текущего отчета с предыдущим выглядят и цифры, показывающие отношение «профессионалов» к МВА:

2016 г.
63% - прекрасная возможность получить новые знания, а также систематизировать имеющиеся
60% - площадка для расширения делового круга общения, нетворкинга
37% - возможность существенно повысить мою стоимость на рынке труда
13% - возможность быстрого карьерного роста

2020 г.
Согласно пресс-релизу, 85% сотрудников рассматривают МВА как возможность получить новые знания и систематизировать старые, наладить деловые связи, повысить свою ценность на рынке труда и ускорить продвижение по карьере.

То есть, ситуация с положительным восприятием МВА существенно улучшилась за последние 4 года. Это подтверждает и доля тех, кто считал МВА «пустой тратой времени и денег»: 25% (2016 г.) и 15% (2020 г.), как видим, она значительно уменьшилась. При этом 85% сотрудников в 2020 году рассчитывают, что получение степени приведет к повышению зарплаты. 37% ожидают, что она увеличится от 21 до 50 процентов.

Как объединить в единую картину эти показатели явного улучшения отношения к МВА по многим параметрам с  катастрофическим «снижением популярности» МВА? Подождем, пока Hays нам объяснит.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования