Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО   ШЕСТЬ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ НА СОБЕСЕДОВАНИИ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА ПРОГРАММУ MBA ЗАРПЛАТЫ И ВАКАНСИИ С МВА У НАС И У "НИХ". ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ НА МВА
23.07.2019
Источник: РБК Исследования рынков

Узнаваемость российских образовательных учреждений бизнес-аудиторией РБК

Аналитическое агентство РБК Исследования рынков опубликовало результаты опроса, проведенного в апреле-июле 2019 года на предмет узнаваемости российских бизнес-школ. Участниками опроса стали 1 223 человека, представляющих бизнес-аудиторию РБК. Раздел Исследования, посвященный этому вопросу, носит название «УЗНАВАЕМОСТЬ БИЗНЕС-ШКОЛ РОССИИ».

Должностной статус опрашиваемых на предмет узнаваемости учреждений бизнес-образования 2019

В рамках опроса респондентам было предложено ответить на ряд вопросов о получении бизнес-образования и выбрать из списка бизнес-школы. Вопросы, на которые отвечали респонденты в рамках оценки узнаваемости бизнес-школ и лояльности к ним: 

  • Какие из перечисленных бизнес-школ, университетов, институтов дополнительного образования Вы знаете?
  • В каких из них Вы проходили программы дополнительного бизнес-образования когда-либо (очно, заочно, онлайн)?
  • Какие бизнес-школы, университеты, институты Вы стали бы рассматривать как возможные для себя лично или для Ваших сотрудников для получения дополнительного бизнес-образования?

Список бизнес-школ, представленных в вопросах, был составлен экспертным образом и на основе данных опросов предыдущих исследований, где респондентам было предложено ответить на открытый вопрос. 

Рейтинг по узнаваемости учреждений бизнес-образования 2019

«По результатам проведенного анализа, самая высокая узнаваемость у бизнес-школы СКОЛКОВО и университета «Синергия». Университет «Синергия» показал существенный рост узнаваемости по сравнению с результатами опроса 2017 года. Изменение методики опроса не позволяет сравнивать результаты 2017 и 2019 гг. напрямую. Существуют серьезные географические различия между узнаваемостью бизнес-школ, которые объясняются как местоположением школ и филиалов, так и маркетинговыми активностями - так, бизнес-школы при НИУ ВШЭ более узнаваемы для жителей Санкт-Петербурга, а у бизнес-школ при МГУ процент узнаваемости для Петербурга существенно ниже. 

Практически все школы-лидеры рейтинга узнаваемости более узнаваемы среди респондентов, не являющихся владельцами бизнеса, кроме Harvard Business School и Stanford Business School, узнаваемость которых выше среди респондентов, являющихся владельцами бизнеса (35,6% против 32,9% и 25,4% против 19,9%). 

Наибольшее число школ в качестве узнаваемых указали руководители высшего звена, топ-менеджеры и люди на позиции генерального директора. Наименьший - специалисты с высшим образованием, не занимающие управленческие позиции и владельцы компаний, собственники бизнеса. 

Лидерами по числу выпускников, принявших участие в опросе, стал РАНХиГС, в составе которого работает большое количество бизнес-школ различной специализации, а также НИУ ВШЭ и университет «Синергия». Корпоративный университет «Сбербанка», появившийся в 2012 году, также активен на рынке - по количеству выпускников, принявших участие в исследовании, вошел в пятерку крупнейших игроков. 

62,3% респондентов не получали дополнительного образования в названных учебных заведениях. 

Также респонденты ответили на вопросы о том, в каком месте они хотели бы получить степень MBA или стали бы рассматривать бизнес-школы как возможные для получения дополнительного образования их сотрудников».

Рейтинг репутации учреждений бизнес-образования 2019

Лидером по уровню репутации бренда (привлекательности) стали бизнес-школы при НИУ ВШЭ, в которых хотели бы получить дополнительное образование или обучить своих сотрудников 20,6% респондентов. Места с 2 по 5 с небольшим отрывом друг от друга получили бизнес-школа СКОЛКОВО, Финансовый университет, Harvard Business School и бизнес-школы при РАНХиГС. Несмотря на одну из лидерских позиций по известности, по показателю репутации бренда (привлекательности) университет «Синергия» не вошел в первую десятку бизнес-школ/университетов». 

КОММЕНТАРИЙ MBA.SU
  • Использование понятия "бизнес-школа" в заголовках исследования и диаграмм является некорректным по следующим причинам.
    1. Из представленных учреждений бизнес-образования часть является университетами, объединяющими по нескольку бизнес-школ. Так, в университете ВШЭ и и РАНХиГС - по девять бизнес-школ, в МГУ - шесть бизнес-школ, Финансовый университет имеет одну бизнес-школу.
    2. При этом материнские университеты включают институты и факультеты, не являющиеся бизнес-школами.
  • Из опрошенной аудитории РБК в количестве чуть более 1200 человек, состоящей из владельцев бизнеса, топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и др. (у всех высшее образование) в 18% ответов респонденты не смогли назвать ни одну бизнес-школу/университет. Никто также не выделил ни одну (!) из известных, обладающих собственным узнаваемым брендом, бизнес-школы из МГУ, РАНХиГС и ВШЭ.
    С учетом должностного статуса опрашиваемых, остается лишь предполагать, что изначально в списке который предлагался опрашиваемым для выбора, этих бизнес-школ не было.
    Примечательно, что в списке узнаваемых не оказалось ни ведущего российского экономического вуза - Российского университета им. Плеханова ( в составе 3 бизнес-школы), ни другого известного вуза - Государственного университета управления (в составе 2 бизнес-школы). Получается, опрошенная бизнес-аудитория РБК о таких вузах не знает.
  • Сравнение зонтичных брендов (материнские университеты, включающие несколько самостоятельных брендов бизнес-школ), по сути, групп бизнес-школ, с полностью самостоятельными бизнес-школами не позволяет выявить реальную узнаваемость (и репутацию) бизнес-школ и сопоставить их друг с другом.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования