Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


15.11.2009 / Татьяна Юкиш
Источник: "Финанс.", ноябрь 2009

Женское братство МВА

Прогресс. Доля женщин в бизнес-образовании составляет 30%. Западные учебные заведения, в отличие от отечественных, принимают нешуточные меры для привлечения представительниц прекрасного пола.

Существует даже вступительная дискриминация: на Западе при прочих равных у женщины больше шансов поступить в школу. Ряд экспертов считают, что иногда комиссии прощают даже более низкий экзаменационный результат.

«Цель этих действий – диверсификация, – объясняет руководитель московского офиса MBA Strategy Катерина Гридина. – У студентов должен быть опыт общения с людьми разных возрастов, профессий, национальностей. Для женщин создаются целые мотивационные программы, специальные школьные бизнес-клубы, позволяющие завести контакты в деловой женской среде».

Например, Wharton в 2007 году специально рапортовал о небывалом успехе женского рекрутинга: школа вышла на рекордные для себя 40%.

Чем может поделиться женщина-менеджер с мужчиной-менеджером? Преподаватель ЛИНКа и выпускница МВА Открытого университета Великобритании 2002 года Ольга Семенова считает, что у женского менеджмента есть свои приемы. «Я наблюдала и за однокурсницами, и за студентками. Женщины обычно хороши в маркетинге, кадровом деле, но у них можно поучиться и стратегическому менеджменту. Если у мужчин все стратегии военизированные, захватнические, то дамы успешны в ныне актуальном устойчивом развитии, – рассказывает Ольга Семенова. – Условно говоря, приходит молоденькая хорошенькая кошечка, которая постепенно, но коготками строит уютное гнездышко, гармонизируя пространство вокруг себя. В итоге и людям комфортно, и ей хорошо. А мужчины в своем боевом запале часто не пользуются боковым зрением, смотрят исключительно вперед – на цель. И могут не заметить неожиданно появившегося конкурента, который затем доставляет массу проблем».

Злоба дня.

Учеба после учебы вызывает страх у всех. Многое приходится взвесить, прежде чем пойти под знамена малоизвестного в России МВА. Сотрудница инвестиционной компании и студентка ВШБ МГУ Ирина Воробьева предпочла МВА второму экономическому.

«Прежде чем поступать, разговаривала с друзьями, у которых есть диплом о втором высшем. Спрашивала, как помогает. В ответ слышала, что это высшее образование, теория. А мне диплом для галочки не нужен. Я специализируюсь на инвестициях в недвижимость и в самой недвижимости хорошо ориентируюсь, но для дальнейшего качественного роста мне необходимы дополнительные знания и навыки. Классического учебника недостаточно».

Замдиректора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1507 Виктория Гуркина в октябре окончила ВШКУ АНХ. «Казалось бы, работаю в сфере, далекой от бизнеса – в образовании. Но выбрала именно МВА для получения управленческих знаний. Они необходимы, все-таки мне подчиняются люди, мы так же планируем, составляем и выполняем планы, – объясняет она. – В перспективе есть идея создать свой бизнес – частную школу. Тогда учиться будет некогда, а навыки пригодятся».

При принятии решения выпускницы советуют семь раз подумать. «Это не та корочка, которую можно положить в тумбочку, надеясь, что она вам когда-нибудь пригодится, – предупреждает выпускница «Синергии» Оксана Билец. – Это образование на злобу дня, и оно должно работать. Если у вас нет возможности или желания его применять, то учиться не стоит. Нужно взвесить собственные амбиции и проанализировать, соответствуете ли вы им».

К гадалке не ходи.

Как россиянки выбирают школы? На Западе существуют рейтинги, которые решают за слушателей эту проблему. В России оценивать рынок приходится самостоятельно, хоть «Ф.» максимально облегчает эту задачу, ежегодно выпуская весеннее исследование отечественного MBA. Сами школы основным каналом поставки учеников называют рекомендации друзей и знакомых. Но абсолютное большинство опрошенных «Ф.» женщин выбирали школы самостоятельно, руководствуясь собственными критериями.

Например, для выпускницы ВШМБ АНХ 2001 года Полины Киселевой решающим фактором стало наличие специализации МВА «Профессиональный маркетинг». «К моменту поступления я довольно долго проработала в рекламе, в момент выбора школы была директором отдела маркетинга компании KLP Soft Drinks, в моем арсенале был вывод брэнда Iron Bru на российский рынок, – рассказывает Полина.– Прежде всего, мне требовалось структурировать свои знания именно в этой отрасли. Не могу сказать, что приобретенные деловые контакты оказались полезны, хотя знаю, что многие учащиеся идут на МВА за ними. Однако продолжаю общение с преподавателями, дорожу их экспертным мнением. Сама провела несколько семинаров в школе». Сейчас у Полины собственный бизнес – агентство маркетинговых коммуникаций «Фабула», которое с 2003 года занимается product placement в художественной литературе.

Оксане Билец требовались знания по финансовому менеджменту. Накануне она поменяла работу: перешла с позиции главного бухгалтера на должность финансового директора молодой компании «Деловой профиль», предоставляющей аудиторско-консалтинговые услуги. «Я предпочла МВА, поскольку сейчас не только финансовые процессы нужно налаживать: приходится решать и управленческие задачи. И степень МВА этому очень способствует. Многие коллеги, выходцы из топовых аудиторских компаний, имеют степень и российских, и западных школ. Однако никто не влиял на мой выбор, – рассказывает она. – Основными требованиями были очное вечернее обучение в сочетании со свободным графиком.

Я осознавала, что не смогу подстраиваться под общий учебный план: никогда не знаю, как долго задержусь на работе. В то же время считаю, что полностью свободная дистанционная форма обучения гораздо тяжелее: нужна большая организованность, нет общения с преподавателями, а спрос, судя по моим знакомым, не менее строгий». Для Ирины Воробьевой, студентки ВШБ МГУ, огромную роль сыграл брэнд материнского вуза: она считает, что репутация главного учебного заведения страны накладывает свои обязательства и на работу бизнес-школы.

Практическая магия.

Процент владелиц собственного бизнеса среди получателей МВА невелик: один из самых высоких показателей у Executive МВА ВШМ Санкт-Петербургского университета – 12%, в ИМИСП и ВШМБ АНХ – 10 %, в «Синергии» – 2%. Как правило, около половины учениц занимают средние менеджерские позиции, значит, возвращаются в компании, где есть руководство. Работодатели по-разному смотрят на поумневших сотрудниц.

Одной из участниц пришлось сменить компанию, уведя с собой команду. «Мой руководитель был косным человеком, не приемлющим, или, может быть, боящимся перемен, – объясняет она. – На новом месте применяю полученные знания во всем, что касается кадрового дела, делегирования полномочий. Раньше казалось, что я все должна сделать сама. Теперь по-другому смотрю на многие вещи, больше доверяю сотрудникам. Считаю, моя работа стала эффективней».

Кира Малюженкова с 2007 года возглавляет отдел риск-менеджмента в «Силовых машинах», последние два года она посвятила получению степени в ВШКУ АНХ. «В компании хорошо относятся к тем, кто продолжает профессионально развиваться. Однако я старалась не злоупотреблять благосклонностью руководства, и не уходила с работы раньше окончания рабочего дня. Благо школа находилась недалеко, и мне хватало часа, чтобы добираться до учебы, – рассказывает Кира. – Темой дипломной работы стало внедрение новой системы оценки проектных рисков на предприятии. Сейчас разработанная мной методика фактически согласована с топ-менеджментом и скоро будет внедрена».

Другое дело, что не все хотят продолжить работу на прежнем месте. Например, студентка ЛИНКа из Перми Мария Леонтьева начала учиться, будучи директором по развитию нефтяной компании. «Так получилось, что я сразу стала применять знания. Но полезность моих советов стали оценивать люди со стороны: сначала консультировала своих знакомых по вопросам бизнеса, потом ушла в консалтинг, организовала собственную консалтинговую компанию Smart-M, – рассказывает она. – Стало неинтересно работать на кого-то. Консалтинг, кстати, позволяет учиться прямо на рабочем месте: бизнес-планы, стратегии развития, маркетинговые решения – все это я делала на примерах компаний своих заказчиков».

Не захотела возвращаться в родные пенаты выпускница LBS Яна Драпкина, до поступления возглавлявшая дистрибьюторскую компанию «Пауэр Интернэшнл – аккумулятор». «Организация сильная, продолжает развиваться, но мне хотелось сменить род деятельности, – говорит Яна. –

Возможно, МВА – не самый очевидный способ найти «дело жизни», но в школе я не была одинока в поисках. Персональные консультации с карьерными коучами, отраслевые конференции, знакомство с венчурными компаниями, возглавляемыми выпускниками школы – это часть тех ресурсов, которые дала мне школа. Первый год ушел на то, чтобы определить, какую карьеру избрать: предпринимательскую или корпоративную.

Решающую роль сыграли лекции и поддержка таких гуру предпринимательства, как профессора LBS Джон Муллинс и Джон Бейтс. Я решила организовать бизнес. Далее была работа над идеей, бизнес-планом, поиски инвесторов. Сегодня это главное дело моей профессиональной жизни». Собственница находится в стадии запуска образовательного англо-русского портала EducationIndex.ru: он будет предоставлять россиянам исчерпывающую информацию об образовании за рубежом.

Семейные ценности.

По мнению большинства, мужчинам учиться не легче: вечером после работы измочаленный отец семейства с таким же трудом садится за книжки, как и его супруга, пусть на ней висят еще и домашние хлопоты. Необходимость все успевать некоторые объясняют исторической традицией. «Так сложилось, что мужчине только мамонта нужно убить, а от женщины требовалось его зажарить, одежду сшить, за детьми усмотреть. Многоплановость мозга – многовековая женская привычка», – объясняет Полина Киселева.

Выпускницы MBA сходятся на том, что важно разумно использовать доступные ресурсы по уходу за ребенком, например нянь, расставлять приоритеты, следовать им и тщательно планировать день. Так, Кира Малюженкова 4-летнего сынишку доверяет бабушке. Ирина Воробьева учится по будням, посвящает учебе один выходной, зато другой полностью достается семье. Виктория Гуркина относится к тем, кто предпочитает все делать самостоятельно: «Ребенок уже вырос: оканчивает школу и, наверное, поэтому у меня была возможность учиться. Все остальное делала сама: по магазинам ходила, готовила, дома убиралась. Просто нужно жестче планировать время. Рано встаешь, поздно ложишься. Все это тяжело физически, но сейчас, когда учеба закончилась, я расслабилась, за временем не слежу. И его сразу же ни на что не хватает».

По мнению Ольги Семеновой, чтобы учеба была продуктивной, нужно выбрать правильные часы. «В ЛИНКе многоступенчатая система. Каждый этап полноценен. Взвесив свои силы, можно на нем остановиться: сначала получаешь сертификат, потом менеджерский диплом, и лишь затем еще два года на МВА.

До верхушки айсберга доходят самые стойкие и сознательные люди. Но они же, как правило, уже обременены семьями, востребованы на работе. Мы всей группой страдали от нагрузки, пока кто-то не посоветовал переключиться на утренние часы. Встаешь в 4 утра и читаешь учебники, решаешь задачи. Потом, вымотанный, идешь в офис, но работа – это не дистанционное обучение. Там всегда находятся бодрящие «мотиваторы». Такая схема многим позволила эффективно совмещать и то и другое».

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования