Независимый эксперт №1 по MBA в России
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников

АВТОРИТЕТНО: КЛАССИЧЕСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ. КТО «ЗА»? КТО «ПРОТИВ»? КТО «ВОЗДЕРЖАЛСЯ»? ПРИНЯТО ЕДИНОГЛАСНО?

Что показывает рейтинг EDUNIVERSAL?

eduniversal_palmes

Несмотря на активный пиар, рейтинг Eduniversal имеет весьма условное отношения к качеству программ бизнес-школы, поскольку базируется на непрозрачной методологии и частных мнениях руководителей зарубежных бизнес-школ, детально не знакомых ни с программами, ни с образовательным процессом тех, кого они оценивают.

В слабом методическом основании рэнкинга легко убедиться. Базовая оценка формируется из трех оценок: размера первой заработной платы выпускника, удовлетворенности слушателей и репутации программы.

Информация о размере первой зарплаты после МВА предоставляется самой бизнес-школой. Сообщают ли выпускники своей бизнес-школе размеры своей первой зарплаты, очевидно, является риторическим. Затем Eduniversal неизвестным науке способом определяет по каждой стране "среднюю зарплату и "средний годовой оклад топ-менеджеров" неизвестно каких компаний, а затем соотносит первое со вторым. Действие совершенно бессмысленное, т.к. достоверность исходных данных неизвестна.

Удовлетворенность студентов измеряют по анкетам, заполненными 10% выпускниками программы, что происходит при непосредственном участии самой бизнес-школы, которая предоставляет нужное число нужных контактов.

Репутация программы. 50% оценки репутации программы "оценивают рекрутеры", 50% зависит от отнесения программы к определенному уровню "пальмы" (palmes rank).

Поскольку Eduniversal не указывает, какие это рекрутеры (международные или национальные) и каковы критерии оценки, показатель "уровня пальмы", по сути, является главным.

никаким показателем качества образования (международного признания, ценности дипломов, котируемости у работодателя отечественного или зарубежного и т.д.) позиции в рэнкинге Eduniversal не являются

"Уровень пальмы" определяется путем голосования 1000 деканов зарубежных бизнес-школ за те программы, которые они "могли бы порекомендовать для студентов, планирующих обучаться за рубежом" (принцип Евровидения). Очевидно, что никаких программ в российских школах зарубежные деканы не знают и информацию черпают из личных встреч в ходе международных конференций, двухсторонних контактов и прочих активностей. По свидетельству источников, для наращивания процента голосов ректоры голосуют за школы друг друга.

Вопреки неумеренным восторгам отечественных бизнес-школ по поводу оценок от Eduniversal, отношение к рэнкингу Eduniversal в мире весьма скептическое: АМВА International - игнорирует, считая рэнкинг несерьезным; Financial Times, сама составляющая один из влиятельных мировых рейтингов, не упоминает о нем вообще.

О мнимой престижности рэнкинга говорит, в частности, и тот факт, что Harward Business School и другие гранды бизнес-образования на своих сайтах не упоминают о первых местах, которыми их наградил Eduniversal. Все остальные используют это в целях маркетинга.

Западные критики Eduniversal говорят о непрозрачной методике рейтингования, о малом числе отзывов на бизнес-школу и других недостатках:

"Победители от SMBG [Eduniversal] раздражают государственные органы. "Это - еще один пример обмана с полной безнаказанностью", говорит Frank Bournois, председатель комиссии по оценке обучения и дипломам".  [Источник]

Рейтинг, по-видимому, хорошо воспринят неизвестными школами, которые никогда не имеют шансов попасть в один из известных рейтингов

Bärbel Schwertfeger в МВА Journal пишет:«Один раз в год французская консалтинговая фирма SMBG отбирает лучшие бизнес-школы. Но метод крайне спорный. Неудивительно, что управляющий Martial Guiette на неоднократные расспросы предпочитал молчать. Еще более сомнительным является новый мастер-рейтинг, в котором также оцениваются программы, которых нет вообще. Но бизнес-школы не могут уйти от рейтинга. Будут оцениваться даже те, кто не дает какие-либо данные и прямо просит не рассматриваться.

Деканам бизнес-школ задавали один и тот же вопрос для каждой отдельной страны: «какую бизнес-школу вы бы рекомендовали перспективному человеку, желающему учиться в той или иной стране?» Но уже весь подход заумный. Потому что, какой декан может с чистой совестью оценить качество бизнес-школ в Бутане, Джибути или Йемене? И что действительно говорит его заявление о качестве школы?

Как работает эта игра, теперь известно. Так, декан одной из лучших школ рассказал о предложении коллеги из из африканской бизнес-школы: если вы хорошо оцените мою школу, то я тоже хорошо оценю вашу. Другая школа получила аналогичную просьбу от менее известной школы, даже в письменной форме. На вопрос, «Как учесть это мошенничество при оценке?», управляющий SBMG Martial Guiette промолчал. Даже информации о том, сколько деканов вообще участвовало в странном рейтинге и сколько школ их оценивали, он не дает.

Но с его сомнительным рейтингом Eduniversal, вероятно, обнаружил пробел на рынке. Рейтинг, по-видимому, хорошо воспринят неизвестными школами, которые никогда не имеют шансов попасть в один из известных рейтингов. Где еще у школы из Мавритании или островов Фиджи есть шанс получить несколько пальм? В Европейском фонде развития менеджмента (EFMD), который аккредитует бизнес-школы (EQUIS), деятельность Eduniversal наблюдают с крайним скептицизмом. Говорят, что количество пальм, которые вручают такие клубы, как Eduniversal, мало говорит о реальном качестве школы. Оценка декана часто отражает только репутацию школы, которая может быть показателем качества, но необязательно.

Единственное преимущество, которое дают такие оценки, состоит в том, что вы узнаете о самых известных школах в странах, которые иначе не известны, по крайней мере, в области бизнес-школ, потому что они либо слишком малы, либо находятся только на стадии разработки. Конечно, понятно, что менее известные или худшие школы подчеркивают свое членство в клубе. Но чем больше школа рекламирует себя с «клубным» признанием, тем больше она также сигнализирует о том, что ее качество недостаточно хорошее, чтобы выдерживать более обоснованные доказательства качества, такие как международная аккредитация или размещение в признанном рейтинге». [Источник]

ВЫВОД: никаким показателем качества образования (международного признания, ценности дипломов, котируемости у работодателя отечественного или зарубежного и т.д.) позиции в рэнкинге Eduniversal НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Для бизнес-школы участие в Eduniversal сегодня - это самый доступный и относительно дешевый способ засветиться в международной бизнес-образовательной тусовке.

Коммерческий суд Нантера (Франция) 20 февраля 2018 г. поместил компанию Eduniversal в судебную реорганизацию и передал в конкурсное управление. Убытки Eduniversal на конец 2017 года составили 6,78 млн. евро.

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования