Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


25.09.2018 / О.Н. Бекбулатов, преподаватель программ МВА и EMBA МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХиГС, бизнес-тренер
Источник: MBA.SU

Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе

Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе

В начале замечу, что намеренно не упоминаю название ни одной бизнес-школы, ресурса и пр. Речь пойдет только об общих подходах: Что следует иметь в виду, выбирая программу МВА в бизнес-школе.

Итак:

1 Не переносите имидж "родительского" учебного заведения на имидж бизнес-школы. Довольно часто это - совсем разные, а нередко даже полярные показатели. Даже если, для абстрактного примера, университет, при котором работает бизнес-школа, возглавляет топ-10 лучших учебных заведений страны, то бизнес-школа может быть довольно посредственная. Мало того, - построить свое продвижение именно на данном обстоятельстве, принося в жертву иные, зачастую - важнейшие вопросы. Для такой тактики даже есть специальный термин - "Под шпилем". Совет здесь простой: Не давайте ослепить себя блеском этого "шпиля" и внимательно посмотрите по сторонам.

2 Точно также, как в случае с "родительским вузом", не делайте проекции личности создателя / основателя / декана бизнес-колы на качество ожидающих вас учебных программ. На презентации бизнес-школы вы, возможно, влюбитесь в него / неё. И это обстоятельство часто становится решающим аргументом для выбора: "Пойду учится к N.! Он / она такой классный!" Но не обольщайтесь: С огромной долей вероятности вы никогда не встретитесь в учебной аудитории с этим конкретным человеком. В лучшем случае - сфотографируетесь вместе на вручении дипломов. Так что не дайте себя «безнадёжно обаять» на презентации программы. Такой путь бесперспективен.

3 Критические относитесь к рейтингам. Узнайте откуда они, кто проводит, участвуют ли в них ведущие бизнес-школы. Не так уж редко можно встретить искусственные рейтинги, призванные пропиарить конкретную бизнес-школу, оплатившую действо. Есть немало школ, греющихся в лучах проплаченной славы. Вы же не хотите попасть в такую?..

4 Не менее настороженно относитесь к отсутствию имени бизнес-школы в периодических рейтингах от пользующихся доверием источников: Заявление о неучастии в опросах, "мы выше всего этого" и т.п. обычно свидетельствуют о наличии проблем бизнес-школы, часто - серьезных. Даже если бизнес-школа по каким-то объективным причинам игнорирует рейтинги, она не может не являться их частью! Например, рейтинг выпускников бизнес-школ.

5 Далее уместно вспомнить о "членстве в ассоциации МВА", которое часто преподносится, как серьезный аргумент при выборе бизнес-школы. Само по себе такое членство, без сомнения, достойно уважения. Но есть существенное обстоятельство: Попасть в такие престижные ассоциации крайне тяжело, если вообще возможно на данном этапе развития отечественного бизнес-образования. В этом случае проторенный путь - организация собственной ассоциации МВА с привлечением таких же бизнес-школ: С амбициями, но без шансов вступления в "настоящую" Ассоциацию. Как понять? Просто. Посмотрите - какие конкретные бизнес-школы входят в это объединение? Нет "великих" международных имён, которые у всех на слуху, зато есть непонятно что непонятно откуда? - Попытка манипуляции. Не ведитесь!

6 О "зарубежных партнёрах" бизнес-школы". Часто, во всяком случае - нередко используется подход, описанный в предыдущем пункте. Внимательно изучите доступную информацию об этом "партнере". Что из себя представляет? Когда основан? Сколько выпускников за последние 5 лет? и пр. Прочтите договор о сотрудничестве, который вам должны показать быстро и с гордостью. Убедитесь, что партнер настоящий, а не является аффилированной структурой той же бизнес-школы.

7 О "втором дипломе европейской (японской... китайской... и пр.) школы / университета. Подход примерно тот же, как в предыдущем пункте. Обратите внимание и на такое важное обстоятельство: Второй диплом иностранной бизнес-школы вы, как правило, можете получить, защитив итоговую работу на территории страны регистрации бизнес-школы. Уточните! Снова обратитесь к списку членов Ассоциации МВА, найдите там эту бизнес-школу. Посмотрите списки выпускников этой бизнес-школы прошлых лет, убедитесь в наличии родных отечественных имен, совпадающих с именами выпускников российской бизнес-школы, которая дает вам это обещание. Нет? С огромной долей вероятности окажетесь обладателем красивой бумажки с иностранными буквами, которая ничего не будет стоить.

8 Познакомьтесь с директором / администратором / научным руководителем бизнес-школы, человеком, который определяет программное наполнение, расписание, состав преподавателей и прочие важные вещи. Если это - "длинноногая блондинка" (лучше сказать "блондинка любого пола"), сама не обучившаяся на МВА, без обширных социальных связей в преподавательской среде, не понимающая принципов логики построения программы МВА и т.п. - смотрите другие варианты, как бы она (он) не были уверены в себе и своих программах. 100% уверенность, свойственная читателям журнала "Веселые картинки", - не для вас. Не игнорируйте этот пункт, возможно, он - один из важнейших. Осмысленно собрать достойную программу МВА, пригласить на нее таких же достойных преподавателей, создать из этих преподавателей команду, а из разрозненных курсов - единую программу дорогого стоит! Успешно справляются с этим буквально единицы. Судите сами: Надо обладать довольно редкими знаниями в области проектирования учебных программ, быть частью часто закрытых и элитарных "преподавательских тусовок", иметь свое Имя, на которое позитивно среагирует желаемый кандидат на преподавание, обладать авторитетом и экспертизами для анализа предлагаемых курсов. И много еще всего. Успешных примеров - единицы. Не забудьте: Единицы.

9. Проконтролируйте набор учебных дисциплин, предлагаемых к изучению! Если вам повезло с п.8, то все будет нормально. Если есть сомнения, вас должно насторожить наличие в учебном плане курсов - "экзотов" и курсов - "общих мест". Поясняю. Любая программа МВА, какой бы продолжительности она не была, всегда ограничена по времени. От чего-то всегда приходится отказываться, чтобы качественно отработать приоритетные дисциплины. Это - нелегкий компромисс, в первую очередь - для вас! Именно вы оплачиваете каждый из включенных в расписание курсов. Не надо платить за азы, за то, что или не нужно вам вообще или легко берется на стороне. Типа "Публичные выступления", "Искусство проведения презентаций" и подобное. Это и есть так называемые "курсы - общие места", которым не место в программе МВА. В противовес им "курсы - экзоты" берутся непонятно откуда и с какой целью. Насторожитесь, увидев что-то наподобие "лайф-драйв для менеджера" или "экзистенциальные аспекты психологии управления" и т.п. Явно не в тему, часто - под кого-то конкретного преподавателя без учета общей логики программы. А зачем вам платить за это?

10 Попросите показать учебные пособия программы. Авторские учебные пособия. Если их нет (или почти нет), если вместо них предлагается "список литературы" или "раздатки / рабочие тетради" - вам не сюда. У хорошего преподавателя всегда имеется авторский учебник, не "умерший под типографской обложкой", а растущий, меняющийся и развивающийся вместе с бизнес-реалиями. (Хорошая идея - посмотреть какое-то учебное пособие прошлого и позапрошлого года. Они не должны быть идентичными!).

11 Уточните - каким образом осуществляется единая логическая связь отдельных учебных дисциплин программы. Есть ли периодические встречи преподавателей? Посещают ли они занятия друг друга? Работают ли над созданием и развитием единой терминологической базы? Если не услышали ничего внятного на эту тему, то преподавание учебных программ осуществляется по принципу "Росконцерт" (о нем - далее), и вам - не сюда.

12. Уточните специализацию программы МВА. Кого готовят на выходе: Стратегов? Финансистов-дженералистов? Менеджеров, готовых управлять изменениями? Еще кого-то? После получения конкретного ответа спросите: Почему именно этот состав учебных дисциплин наилучшим образом работает на заявленную цель. Заминка с ответом? Ответа нет вообще? - До свидания.

13. Поинтересуйтесь - какого рода выпускная работа будет завершать обучение? Если это "Презентация как вы будете воплощать в жизнь свою бизнес-идею", то вам - снова не сюда! Происходит невольная (а часто - и умышленная) подмена понятий "бизнес-школа" на "Бизнес-инкубатор". А это, согласитесь, вещь совсем другая.

14. Задайте еще несколько уточняющих вопросов на свое усмотрение. Их цель - определиться с Моделью преподавания программы МВА. Уже упоминался "Росконцерт" - почти случайный набор преподавателей-"звезд", не столько обучающих, сколько развлекающих аудиторию. Помните, что "сделать интересно" несложно. Нам нужно "интересно и полезно", с этим нередко сложности. Также, пользуясь типологией Л.И Евенко, назову модели "Кадровый центр", "Элитный клуб", тот же "Бизнес-Инкубатор", "Подделка" (используют термин "МВА", но им фактически не являются), "Цех №5" (по сути - внутрикорпоративные программы МВА, спроектированные с учетом специфики их деятельности). Есть и другие. Идентифицируйте и поймите для себя - подходит ли это вам? Именно это вы ищите на самом деле, размышляя о своем обучении на программе? Мой совет: Ищите модель "Храм знаний". Именно такие программы МВА наиболее жизнеспособны и востребованы в мировой практике.

15. Сходите на пробное занятие. Примерьте на себя. Лекция? Просмотр слайдов с комментариями, занимающий основную часть учебного времени? Отказывайтесь. Такие способы обучения вы найдете в дистанционном формате.

16. Да, и если вам еще на этапе выбора, изучения информации о бизнес-школе, говорят "Вы приняты", значит вам, скорее всего, сюда как раз и не надо.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования