Нередко бизнес-школы с гордостью сообщают о небывало высоких процентах поступающих «по рекомендациям», у кого-то эта цифра доходит аж до 85-90%!
Это проверить никак нельзя. Да и цифра эта лукавая — бизнес-школы обычно считают рекомендацию основной причиной поступления, даже если ее поступающие в анкетах указывают среди десятка других причин. И уж, конечно, в этих калькуляциях не учитываются те, кто не рекомендовал свою бизнес-школу. Подробнее —«Систематическая ошибка выжившего» или сколько слушателей приходит в бизнес-школу по рекомендациям.
Трудно вообразить, чтобы кто-то действительно был готов заплатить стоимость автомобиля, положившись только на рекомендацию кого-то из коллег по работе. Да даже если и друзей, не разбираясь, просто поверив им на слово. Это не утюг купить, разонравился — выбросил. Доверять кому-то, по сути, выбор своего будущего?
Ведь сам рекомендующий в свое время, выбирая бизнес-школу, руководствовался, может быть, совсем иными соображениями. Например, ему понравилось, что она недалеко от работы или дома. А может, напомнила любимый институт, преподаватель понравился на дне открытых дверей (и он подумал, что все преподаватели будут такими). Или понравилось, что группа большая (маленькая), или что администрация не сильно донимала с посещаемостью, «входя в положение». У вас могут быть совсем иные подходы, запросы. Неужели не потратите время, что проанализировать условия этой «инвестиции в себя», как любят говорить наши бизнес-школы?
Регулярно проводя опросы, мы столкнулись с удивительным фактом: даже если опрашиваемый ставит низкие оценки своему обучению, он тем не менее, часто готов рекомендовать остальным свою бизнес-школу. Таких случаев — до 20%. Вроде, парадокс, но объяснение есть. Если человеку не понравилось учиться в бизнес-школе и он зря потерял время и деньги — он не склонен это афишировать, полагая, что будет выглядеть неудачником в глазах других. Напротив, человеку свойственно хвалить все то, к чему он имел отношение.
Вот почему мы против слепого следования любым рекомендациям. Выслушайте, конечно, но выбор делайте свой. Правда, некоторые бизнес-школы обещают скидку, если к ним пришли по рекомендации. Но ведь это — из области стимулирования продаж и к нашему вопросу не имеет отношения.