Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.01.2006 / Дмитрий Стасов, Осипова Маргарита,
Источник: mba.su

TOP-25 российских школ бизнеса. Интегральный рейтинг MBA.SU-2006

Методики составления рейтингов пока несовершенны. В России это несовершенство сочетается с традиционной закрытостью российского бизнеса, благодаря чему получить полную и достоверную информацию об объектах исследования очень сложно. Тем не менее, рейтинги бизнес-школ составляются и будут составляться, несмотря на решения  отдельных школ не участвовать в рейтингах, а также соответствующие рекомендации школам, принятые  Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Европейским советом по качеству бизнес-образования (EQUAL).

Все это происходит потому, что рынок нуждается в рейтингах. Потребителям очень важно иметь представление о табели рангов образовательных учреждений, поскольку цена вопроса (начиная со стоимости бизнес-образования и заканчивая его влиянием на карьеру) очень высока, а самостоятельно разобраться во множестве показателей этого товара трудно.

Поэтому так востребованы рейтинги школ бизнеса, даже при понимании очевидного факта их некоторой приблизительности. Анализ показателей различных рейтингов (особенно, если оцениваемые параметры четко определены и ранжированы) может о многом сказать будущему слушателю программы МВА.

Школы бизнеса Балл Место
Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ 1,2 1
Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ 1,2 1
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС 2,05 2
Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ 2,8 3
Высшая школа бизнеса МГУ 3 4
Институт международного бизнеса «Классическая Бизнес - школа» 3,85 5
Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ 4,48 6
Институт бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ (California State University - Hayward) 5,18 7
Институт экономики и финансов "Синергия" 5,38 8
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге 5,4 9
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) 6,6 10
Высшая школа менеджмента ГУ Высшая школа экономики 6,88 11
Институт мировой экономики и бизнеса (Международная Школа Бизнеса) РУДН 7,15 12
Международный институт менеджмента ЛИНК 7,8 13
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ  при Правительстве РФ 7,9 14
Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ 8,05 15
Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ 8,1 16
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве 8,95 17
Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли 9,43 18
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов 9,6 19
Институт магистерской подготовки Московского университета экономики, статистики и информатики 9,63 20
МИПК по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н.Э.Баумана 11,4 21
Банковский институт ГУ Высшая школа экономики 14,7 22
Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета 15,4 23
Факультет "Институт менеджмента и маркетинга" АНХ при Правительстве РФ 16,1 24


Методика

В имеющихся рейтингах можно  запутаться. Часто задаются вопросы: почему места, занимаемые школами в разных рейтингах, так  различаются? Ответ очевиден: методики разные, а результат сильно зависит от того, какие школы включаются в листинг, какие параметры анализируются, какие весовые коэффициенты используются и т.д.

Между тем, очевидно, что большинство параметров школ бизнеса, оцениваемых в ходе составления различных рейтингов, или одинаковы или дополняют друг друга.

Для анализа мы взяли три рейтинга школ бизнеса, составленных РБК (июнь 2004 г.), Ассоциацией менеджеров (октябрь 2004 г.) и журналом «Финанс.» (июнь 2005 г.).

«Рейтинг публичной репутации ТОП-20 лучших российских бизнес-школ», составленный Ассоциацией менеджеров, принимал во внимание такие показатели бизнес-школ, как: известность бизнес-школы, доступность информации о бизнес-школе, престижность диплома, приемлемость стоимости обучения, профессионализм преподавательского состава бизнес-школы, возможность выбора нужной формы обучения, контакты с компаниями, международные связи, профессионализм выпускников бизнес-школы, положительные отзывы о работе бизнес-школы и др.

Рейтинг «TOP-15 бизнес-школ Москвы», составленный РБК, оценивал: возраст школы, количество выпускников, стоимость обучения, наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения, размер группы, вступительные экзамены, из каких ВУЗов преподаватели, есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе, стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах, сколько часов преподается иностранный язык, с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество, выдает ли школа государственный диплом MBA, есть ли у студента возможность получить международный MBA, качества дипломных проектов и т.д.

Рейтинг журнала «Финанс.» учитывал пять ключевых показателей: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы.

У каждого из этих рейтингов есть свои плюсы и минусы, да и листинг их различен. Поэтому у членов МВА-сообщества «Российская Лига МВА» возникла идея, используя данные  трех рейтингов, попытаться составить некий интегральный рейтинг школ бизнеса, который бы учитывал максимум значимых параметров и позволял сравнивать участников разных рейтингов. Необходимо было привести данные в сравнимую форму, для чего были сделаны некоторые допущения.

1.  За основу нами были взяты места, занимаемые школами бизнеса, а не соответствующие ими в рейтингах баллы, поскольку информация о методиках подсчета рейтинговых баллов во всех случаях практически отсутствует, а в рейтинге Ассоциации менеджеров баллы отсутствуют совсем. В шорт-лист были включены те школы бизнеса, которые, по мнению членов сообщества, в наибольшей степени могут претендовать на ТОП-25.

2.  В рейтинге номеру места в рейтинге присваивается такое же количество баллов. Поэтому победитель нашего рейтинга получает наименьшее количество баллов.

3. Каждый из этих рейтингов имеют разную достоверность. Рейтингу журнала «Финанс.», как наиболее детальному, был присвоен максимальный коэффициент достоверности - Кд1=0,7.

Рейтинг РБК получил Кд2, равный 0,55 из-за явно неполного перечня ведущих школ бизнеса с одной стороны, и очевидно завышенных оценок аутсайдеров - с другой.

Коэффициент достоверности Кд3 рейтинга Ассоциации менеджеров был принят равным 0,6 главным образом, из-за того, что этот рейтинг «публичности» не очень-то публичен - отсутствует открытая информация о количестве баллов, полученных за те или иные параметры. Вместе с этим, экспертная оценка в целом (без учета мест) совпадает с перечнем школ бизнеса в этом рейтинге.

4. Результирующий балл получается следующим образом:

Р = М1*Кд1 + M2*Кд2 + M3*Кд3 / Nrat

где Nrat - количество рейтингов (в нашем случае максимальное Nrat=3)

Полученные результаты, на наш взгляд, за небольшими исключениями, соответствуют картине российского рынка бизнес-образования. В рейтинге есть недостатки - поскольку рейтинг базируется на данных трех рейтингов, то он наследует их слабые места, главное из которых, пожалуй, степень адекватности оценки немосковских школ бизнеса (например, по экспертным ощущениям, позиции некоторых бизнес-школ Санкт-Петербурга должны быть выше).  Однако, это особая проблема для любого рейтинга, составляемого московскими специалистами.

Представленный интегральный рейтинг, безусловно, является неплохим ориентиром для тех, кто собирается учиться на МВА.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования