Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
КАК ВЫГЛЯДИТ ПРОЦЕСС ПРИЁМА НА ПРОГРАММУ MBA ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ СКОЛКОВО?
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Стандарт MBA

МВА СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ, ФОРМАМ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ MBA

[извлечение из Национальных аккредитационных критериев и требовании к общему содержанию и условиям реализации программ уровня МВА, НАСДОБР, 2015 ]

7. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

7.1. Программа уровня МВА - это программа магистерского уровня (Masters) поствузовского образования. Учебному учреждению надлежит продемонстрировать соответствие программы уровню Masters.

Суть и организация программы

7.2. Характер программы уровня MBA учитывает соответствующий опыт работы слушателей. Программа предназначена для тех, кто в скором времени сможет внести существенный вклад в управление организацией на стратегическом уровне. Она должна обеспечивать как интеллектуально напряженную программу обучения, так и возможность личностного развития.

7.3. Структура и содержание программы должны принять во внимание ряд соответствующих теорий устойчивого лидерства и ведения бизнеса. Образовательные учреждения должны внести непосредственный вклад в развитие программы.

7.4. Хотя все программы должны отражать общий характер MBA, отдельные курсы могут быть разработаны для удовлетворения потребностей конкретной бизнес-функции или отрасли. Это подразумевает, что допускается функциональная и иная отраслевая специализация в рамках программы МВА ("МВА - маркетинг", "МВА - финансы", "МВА - международный бизнес", "МВА - производственный менеджмент" и т.п.) при условии выполнения требований по подготовке профессиональных управляющих общего профиля (менеджеров - дженералистов).

Узкоспециализированные программы профессиональной переподготовки менеджеров (в области финансов, маркетинга, управления персоналом и т.п.) не относятся к категории МВА, если их учебно-тематические планы не обеспечивают сбалансированного изучения всех основных сторон управления организацией в комплексе в соответствии с пунктами 6.1 и 6.7 настоящих требований.

С учетом специфики целевой аудитории программа ЕМВА не предполагает наличия функциональной специализации, а по своей сути является надфункциональной.

Знания, понимание, навыки

7.5. Программа уровня МВА должна давать соответствующие знания и понимание организации, внешней среды, в которой она работает, взаимодействия с акционерами. Следует достичь соответствия требованиям к стандартному содержанию программы. Программа должна обеспечить получение слушателями общих знаний в области управления, в том числе:

7.5.1. Концепции и процессы в области производства и сбыта товаров и/или услуг, финансирования предприятия или иной формы организации.

7.5.2. Концепции и методы бухгалтерского учета, количественных методов, а также управление информационными системами, включая ИТ-приложения.

7.5.3. Теория организации, организационное поведение, управление человеческими ресурсами и вопросы межличностного общения.

7.5.4. Процессы и проблемы общего управления на оперативном и стратегическом уровне.

7.5.5. Макро-и микроэкономика.

7.5.6. Влияние факторов внешней среды на организацию, в том числе правовые системы, демографические, этические, социальные и технологические вопросы.

7.5.7. Навыки управления изменениями.

7.5.8. Политика бизнеса и стратегии.

7.5.9. Лидерство и предпринимательство.

7.5.10. Устойчивость бизнеса, этика и управление рисками в принятии бизнес- решений.

7.5.11. Современные аспекты, такие как творческий подход, предпринимательство, инновации, электронная коммерция, управление знаниями и глобализация.

7.6. Для обеспечения международного аспекта программы учебный план должен формировать понимание стилей управления и практики из разных регионов и культур, а также содержать разнообразные примеры и/или тематические исследования. Примеры должны охватывать диапазон от распространенных международных стандартов ведения бизнеса до локальных, местных норм.

7.7. Программа уровня МВА должна быть целостной (интегрированной) и формировать способность слушателя сочетать знания и навыки, приобретенные в рамках отдельных курсов. Это может быть реализовано посредством проекта, в котором слушатели могут продемонстрировать понимание теории и способов ее применения. В корпоративных программах поощряется сотрудничество с организацией, направившей работников на обучение. От организации может быть назначен координатор. Если такое сотрудничество невозможно, институт должен предоставить слушателям альтернативные возможности для выполнения проекта. Ожидаемые результаты от обучения на программе и критерии оценки должны быть четкими. Проведение исследований и приобретение консультационных навыков должны быть заложены в программу. Любые другие методы интеграции являются приемлемыми, но их эффективность должна быть доказана.

7.8. Необходимо предоставить доказательства того, что программа выдерживает баланс между теорией и практикой, а также между функциональным и интегративным обучением.

7.9. Программа также должна охарактеризовать способы передачи навыков управления. Они включают в себя умение управлять изменениями, организационные коммуникации, лидерство, работу в команде, работу в условиях неопределенности, ведение деловых переговоров, решение проблем, способность давать критическую оценку, шкалу ценностей.

7.10. Общеобразовательной целью программы должна стать выработка ряда личностных, межличностных и профессиональных навыков на уровне руководства и лидерства. Важно, чтобы слушатели могли применить концепции, полученные в ходе обучении на программе.
Преподавание, обучение и оценивание

7.11. Прикладной характер программ уровня MBA требует определенного диапазона методов преподавания и обучения. Эти методы включают в себя лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, самостоятельное чтение материала, индивидуальные и групповые проекты, дистанционное обучение (вебинары, интернет-конференции и др.), корпоративное обучение, обучение с наставником. Сотрудничество с компаниями следует поощрять. Предполагается, что большая часть обучения будет иметь практическую основу.

7.12. Большая часть обучения на программе уровня МВА осуществляется между членами группы. Должны быть созданы возможности для взаимодействия слушателей в рамках обучения посредством личного или виртуального общения.

7.13. Ключевой целью оценки учащихся является определение меры достижения целей слушателей. Система оценки должна иметь подробно описанные критерии и определять относительный вес различных используемых методов оценки. Система оценки должна быть комплексной и последовательной по различным предметным областям и находиться в рамках определенной стратегии.

7.14. В схеме оценки должны получить отражение конкретные цели и характеристики курсов. Индивидуальные экзамены должны сбалансировать эту схему, выполняя функцию строгого контроля. Допустимы инновации в методах оценки, однако, они также будут проверены.

7.15. Система оценки выполняет функцию обратной связи для слушателей, содействует последующему индивидуальному и групповому обучению.

7.16. Необходимо доказать, что предпринимаются нужные шаги для оценки индивидуальной работы слушателей, а также то, что стандарты оценки соответствуют требованиям.

7.17. Итоговая аттестация слушателей программ уровня МВА является обязательной, осуществляется аттестационной комиссией. Итоговая аттестация включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы, предусматривающей комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями (тематика работы не может быть узко специализированной). Образовательным учреждением могут быть предусмотрены дополнительные формы итоговой аттестации.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы.

8. РЕЖИМ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Продолжительность

8.1. Продолжительность программы уровня MBA должна быть эквивалентна, по меньшей мере:

  • одному полному учебному году с отрывом от работы;
  • полутора годам (без учета каникул) с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы;
  • 90 кредитам ECTS - 1 кредит равен 20 часам общей трудоемкости

Допустимы и более гибкие режимы: от полутора до трех лет с четкой и управляемой скоростью движения образовательного процесса. Верхний предел, в исключительных случаях, не более 7 лет.

8.2. Нормативный объем программы уровня МВА при любой форме обучения составляет не менее 1800 часов академической трудоемкости, из них не менее 600 часов аудиторных занятий. Допускается замещение аудиторных занятий в размере, не превышающем 300 часов проведением занятий в дистанционном режиме с соблюдением требований, изложенных в п.8.6 настоящего документа и регламентируемое отдельным Положением о реализации программ МВА с использованием дистанционных технологий.

Часы внеаудиторной работы включаются в учебный план программы МВА при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Режим

8.3. Программы могут проходить в формате полного и неполного учебного дня, использовать дистанционные методы обучения или быть смешанными. Приветствуются инновационные подходы к разработке и осуществлению программ, расширяющие образовательные возможности и поддерживающие согласованность и целостность программы. Предполагается, что интегрированность и целостность программы будет сохранена и при самых прогрессивных способах и гибких форматах ее подачи.

8.4. Предполагается, что программа будет иметь поддержку через онлайн-платформу, к которой слушатели могут получить доступ вне кампуса и вне учебных часов.

8.5. В программах, разработанных на модульной основе, структура должна учитывать междисциплинарный подход к управлению, предусматривать средства, которыми достигается интеграция отдельных предметов.

8.6. Некоторые программы могут проводить значительную часть процесса обучения дистанционно или в формате «смешанного обучения». В таких случаях ожидается, что все стандарты, изложенные в этом документе, также будут соблюдены. Программы, действующие в таких режимах, должны гарантировать, что слушатели получают образование, эквивалентное тому, что и слушатели очного формата. В процессе прохождения аккредитации внимание будет сосредоточено, в частности, на:

  • наличии материальной базы, на которой осуществляется программа, эффективной технической и административной инфраструктуры. Это должно также распространяться на различные местные учебно-вспомогательных помещения, где это уместно
  • специально разработанной системе качества для постоянного обеспечения уровня работы сотрудников, актуальности систем и учебных материалов
  • возможности легкого доступа (в том числе и во внеучебное время) для всех слушателей к необходимым учебным материалами, библиотечным ресурсам и программному обеспечению с выделенной технической поддержкой
  • соответствии академического руководства уровню, который обеспечивает функционирование программы, опирается на научные исследования, занимается научной деятельностью и несет ответственность за содержания курса настоящим стандартам
  • обеспечении координации и регулярного взаимодействия между различными подразделениями, участвующими в осуществлении программы
  • системе взаимодействия администрации со слушателями
  • обеспечении слушателей, обучающихся дистанционно, соответствующими возможностями для развития карьеры
  • прозрачной системе регулярного контроля академического прогресса слушателей с эффективным механизмом устранения любых проблем, возникающих в процессе обучения
  • платформы для командного взаимодействия слушателей, обеспечивающие эффективные средства для групповой работы, а также возможность для общения и взаимной поддержки
  • надежной системе оценки, которая защищает от плагиата, обеспечивает правильную идентичность представленных работ и реализует обратную связь со слушателями
  • платформы для структурированного, эффективного и интерактивного обучения, опирающиеся на синхронные и асинхронные взаимодействия между группой и профессорско-преподавательским составом. Минимальное количество времени, отведенное на личное очное общение преподавателя с группой (контактные часы) в рамках дистанционного обучения, составляет не менее 300 часов.

* * * * *

ТРЕБОВАНИЯ
К ОБЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ, ФОРМАМ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ МВА СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

[из Национальных аккредитационных критериев и требовании к общему содержанию и условиям реализации программ «Мастер делового администрирования со специализацией (МВА-s)», НАСДОБР, 2015 ]

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Учебная программа «Мастер делового администрирования со специализацией» (далее МВА-s) является разновидностью программы МВА, осуществляемой в соответствии с Национальными аккредитационными критериями и требованиями к условиям реализации программ уровня МВА, дополнительным учетом требований к специализации функциональной или отраслевой в рамках программы МВА, что принципиально не меняет её основное содержание и формы реализации.

1.2. «Программа МВА со специализацией» разрабатывается и реализуется в связи с возрастающей потребностью работодателей к обеспечению высокопрофессионального руководства не только для организации или ее автономного подразделения в целом, но и на отдельных крупных участках деятельности или же в конкретных отраслях. Программа МВА-s призвана подготовить выпускника к занятию руководящих должностей, требующих углубленных профессиональных и управленческих знаний, для отраслей национальной экономики (например, МВА-банковская деятельность, МВА-управление производством и операциями, МВА-управление недвижимостью, и т.п.). А также таких должностей, как вице-президент компании по финансам (МВА-финансы) или по маркетингу (МВА-маркетинг), по управлению персоналом (МВА-управление человеческими ресурсами) и т. д.

1.3. В программах МВА-s должна сочетаться дженералистская подготовка, предусматривающая выработку у выпускника компетенций руководителя, и специализированная подготовка, предусматривающая формирование специалиста, способного к решению практических проблем на специализированных отраслевых участках деятельности, функций бизнеса. В программе «МВА со специализацией» должен быть обеспечен баланс между компетенциями руководителя-дженералиста и управленца-специалиста.

1.4. В отличие от других программ мастерского уровня с аналогичной специализацией, а именно «Магистратуры по направлению Менеджмент как 2-го уровня ВПО» и «Прикладного специализированного мастера менеджмента», где приоритет отдается специализированной подготовке для решения практических проблем, программа МВА-s должна обеспечить одновременно с этим подготовку руководителей и поэтому включать полноценную дженералистскую компоненту.
Специализация при этом рассматривается как дополнение к дженералистской подготовке. Проблемы, возникающие на специализированных участках, должны рассматриваться в комплексе с позиций организации в интересах бизнеса в целом и выпускник должен быть подготовлен к занятию ответственной руководящей должности, предусматривающей самостоятельное принятие решений.

1.5. На программу МВА-s принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование (по любой специальности или направлению подготовки), имеющие стаж практической работы не менее 2-ух лет. В некоторых программах, в случае необходимости, приоритет при приеме может отдаваться лицам, работающим в сфере объявленной специализации или имеющим законченное базовое высшее образование в этой сфере.

1.6. Обучение по программе МВА-s осуществляется очной, очно-заочной или заочной форме. Обучение, проводимое в очной форме, должно продолжаться не менее полутора лет, обучение, проводимое в очно-заочной и заочной формах - в эквивалентный по объему академической работы срок, но не менее 20 месяцев. Общая трудоемкость программы составляет не менее 1800 академических часов, из которых не менее 650 часов аудиторных занятий. Дисциплины и темы занятий специализированной части программы должны охватывать не менее 30%, но не более 50% всего учебного времени.

1.7. Слушателям, освоившим программу и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом образовательного учреждения о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА) с указанием специализации.

2. Требования к содержанию программы МВА со специализацией.

2.1. Школа бизнеса должна определить миссию (главную цель) программы МВА-s, учитывающую ее целевую направленность и предназначение, особенности специализации, характеристику контингента слушателей. Должна быть выработана обоснованная и логичная стратегия, реалистично отражающая ресурсы и ограничения, и соотносящаяся с миссией школы бизнеса.

2.2. В основу разработки и реализации программы любого формата должно быть положено глубокое и полное понимание профессиональных требований к руководителю, а также к специалисту в конкретной специализированной сфере практической деятельности, достигаемое на основе взаимодействия ученых и практиков, теоретических и специализированных прикладных дисциплин и обеспечивающее полноценную подготовку управленческих кадров для данной сферы.

2.3. Особенности содержания и реализации программ МВА-s определяются в зависимости от:
- целевой группы обучающихся (для лиц с опытом работы не менее двух лет), ориентированных на карьерный рост; для лиц со значительным опытом работы на управленческих должностях (не мене 5 лет) - Executive МВА;
- функциональной («МВА - финансы»; «МВА - маркетинг»; «МВА - международный бизнес»; «МВА - инновационный менеджмент» и т.п.), отраслевой («МВА в сфере управления недвижимостью», «МВА и управление производством», «МВА и операционный менеджмент», «МВА в информационном бизнесе», «МВА в агробизнесе» и т.п.), а также региональной и иной специфики. При этом дженералистский характер программы, основанный на комплексном изучении всех сторон управления организации должен играть определяющую роль, а дисциплины управленческого профиля составлять не менее 50% содержания программы.
- приоритетов в рассмотрении той или иной конкретной тематики или формировании специфических компетенций обучающихся (проектно-ориентированные, и (или) корпоративные программы МВА);
- специфики построения образовательного процесса (комбинированные - двухэтапные или состоящие из взаимосвязанных модулей; реализуемые с использованием дистанционных образовательных технологий и т.д.).

2.4. Исходя из перечисленных особенностей для программы в целом, также отдельных курсов и их комплексов, должны быть сформулированы и достигнуты образовательные результаты, которые проявляются в виде усвоенных знаний, умений, пониманий с точным указанием испытаний, подтверждающих их реальное приобретение.

2.5. При формулировке образовательных результатов рекомендуется в качестве ориентира разрабатывать и использовать элементы компетентностного подхода, предусматривающего, что, в конечном итоге, выпускник должен приобретать и развивать в себе разнообразные компетенции, включая следующие:
- когнитивные, предполагающие использование теорий и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте;
- функциональные (умения и ноу-хау), а именно то, что выпускник, имеющий квалификацию специализированного магистра, должен уметь делать, выполняя предписанную ему роль в организации;
- личностные, предполагающие поведенческие умения в конкретных ситуациях;
- этические, предполагающие наличие определенных личных и профессиональных ценностей и мировоззрений.
Состав и конкретная трактовка компетенций обладателя квалификации «мастер делового администрирования» со специализацией, соответствующая миссии школы бизнеса и конкретной программе, может широко варьироваться и определяется разработчиками программы самостоятельно.

2.6. На программе МВА со специализацией формулируются:
• управленческие образовательные результаты;
• предметно-специализированные управленческие результаты;
• личностно-культурные образовательные результаты.

2.7. Управленческие образовательные результаты для подготовки руководителей должны обеспечивать приобретение необходимых для общего руководства организациями теоретических знаний, умений и практических навыков как по общему менеджменту (целеполагание, принятие решений, планирование и контроль на операционном и стратегическом уровнях и т.п.), так и по управлению различными сторонами деятельности делового предприятия, к которым относятся:
- концепции и процессы, относящиеся к производству и маркетингу товаров и/или услуг;
- финансирование предприятия, общее представление о бухгалтерском учете и управлении финансами;
- организационное поведение, корпоративная культура, управление персоналом, организационные коммуникации, нововведения и изменения;
- анализ статистических данных и понимание возможностей количественных методов для управления и обеспечения процессов принятия решений в организациях;
- информационные технологии с точки зрения их влияния на структуры и процессы в организации и деятельность менеджеров;
- новые тенденции развития и подходы к бизнесу и менеджменту - такие, как глобализация и международный бизнес, электронная коммерция, управление инновациями и знаниями, социальная ответственность бизнеса, обеспечение устойчивого развития и другие.

2.8. Управленческие образовательные результаты программ МВА-s должны иметь также специализированный характер, способствовать пониманию организационных особенностей рассматриваемой специализированной сферы деятельности; соответствующих бизнес-процессов и организационных структур; умению формировать проекты с учетом специфики данной сферы и управлять ими; осуществлять управление персоналом разных категорий, прежде всего, на вверенном участке деятельности. Должно быть достигнуто понимание взаимосвязи управления данной специализированной функционально-отраслевой сферой с общими проблемами управления организацией и включения специализированной аналитической и управленческой работы в общий процесс обоснования и принятия управленческих решений.

2.9. Предметно-специализированные образовательные результаты должны способствовать формированию компетенций слушателя, как специалиста в объявленной области. Это предполагает:
• Знание объекта специализированной области деятельности (отрасли, функции, региона, типа организации), включая его характеристику с научной и прикладной стороны в функциональном, техническом, экономическом, институциональном плане; а также способность диагностировать проблемы, знание правовой и нормативной базы, характерные проблемы и определять возможные подходы к их решению.
• Знание источников информации и способов доступа к ним, включая: статистику, источники и базы данных в рамках конкретных функций, отраслей, регионов, умение работать с ними; активное и регулярное использование профессиональной литературы, периодических изданий (отечественных и зарубежных); знакомство с эмпирической базой: «кейсами», известными проектами и т.п., материалами известных компаний, аналитическими документами и т.п.;
• Владение специальным аналитическим инструментарием и методами количественного анализа, методическими руководствами к ним на уровне, обеспечивающем общение с узкими лекциями; знание содержания, возможностей и сфер применения адекватных математических моделей; программных продуктов, подходов к их применению.
• Понимание производственно-технологических особенностей обозначенной сферы специализации, имеющих важное значение для решения экономических, управленческих, социальных и других вопросов, в том числе, освоение аспектов деятельности, требующих определенных инженерных (либо гуманитарных и других) специальных знаний.

2.10. В программах МВА-s должны быть обеспечены образовательные результаты интегрированного характера, включая такие навыки, как:
• выработка стратегического мышления и построение стратегии развития организации на разных уровнях;
• способность интегрировать различные аспекты бизнеса и менеджмента в построении политики развития бизнеса и решении реальных проблем;
• выработка комплексных, межфункциональных решений;
• способность представить межфункциональную деятельность в виде проекта (временной целевой структуры) и возглавить его осуществление;
• умение работать с консультантами, применять основные приемы консультирования.
При этом выработка стратегического мышления при решении любых проблем бизнеса и менеджмента в рыночной экономике должно быть важнейшим образовательным результатом программ МВА любого формата, но в программах ЕМВА и МВА для топ-менеджеров они должны составлять главную суть бизнес-образования.

2.11. Развитие личностных качеств обладателя квалификации МВА+ является важнейшей составляющей программы. Развитие личностных качеств должно быть предусмотрено ее образовательными результатами: включая развитие навыков обучения, аналитических исследований и подготовки документов; применение различных методов и технических средств, повышающих эффективность коммуникаций; владение методами общения с подчиненными; умение работать в команде; поддержание статуса, адекватного своей роли в организации, способности к межфункциональным взаимодействиям. Выпускники должны проявлять готовность и стремление выйти на новый уровень успешной карьеры, стать лидером, развивая соответствующие качества, возглавить деятельность на важных участках работы с перспективой занятия ответственных должностей на среднем и высшем уровнях руководства в организации.

2.12. В программе МВА-s должно сочетаться рассмотрение проблематики российского бизнеса и менеджмента и зарубежного опыта управления. Конкретное соотношение между отечественной и зарубежной проблематикой должно быть обосновано спецификой миссии программы и контингента слушателей.

2.13. Школа бизнеса самостоятельно определяет необходимость подготовки слушателей по иностранному языку, объем занятий, форму и программу обучения в образовательном учреждении или за его пределами. Она вправе формулировать другие образовательные результаты по программе, исходя из ее миссии и набора конкретных компетенций, которые должны быть сформированы у обладателей объявленной квалификации.

3. Требования к организации и методам обучения.

3.1. Для каждой формы обучения по программе МВА со специализацией школой бизнеса:
• составляются отдельные учебный и учебно-тематический планы, при этом специализация, как правило, указывается в общем учебном плане программы МВА;
• определяются состав, последовательность и длительность изучаемых дисциплин и выполняемых практических работ;
• раскрывается тематика занятий и порядок их проведения по всем дисциплинам и их разделам;
• заранее разъясняются формы и процессы контроля ожидаемых образовательных результатов как промежуточных, так и итоговых.

3.2. В учебном плане целесообразно выделять циклы дисциплин различного назначения, обеспечивающие достижение образовательных результатов, обозначенных, прежде всего, в пп.2.7.-2.11. К ним относятся:
• базовые курсы общеуправленческой подготовки;
• базовые курсы специализации;
• специализированные курсы (инструментальные, объектно-клиентно-ориентированные и т.п.);
• курсы по выбору (специализированные и общие);
• проекты.
Исходя из целей программы и контингента слушателей, пропорции между временем на изучение дисциплин различных циклов могут варьироваться по усмотрению школы бизнеса. При этом курсы в той или иной степени обеспечивающие специализацию, должны занимать не менее 30%, но не более 50% от времени всей академической нагрузки, а дисциплины по выбору предусматриваются в зависимости от содержания программы и возможных карьерных предпочтений, но, как правило, около 20% времени.

3.3. Эффективное формирование и развитие компетенций в программе МВА-s предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (лекций и семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется миссией программы, особенностью контингента слушателей и содержанием конкретных дисциплин, но не может составлять менее 30%.

3.4. В учебном процессе должен быть предусмотрен значительный объем индивидуальных и групповых заданий, направленных на формирование навыков и умений менеджера, посредством решения практических проблем на основе осуществления аналитической работы на примере действующей организации, выполнения прикладных проектов, прежде всего, в сфере специализации, написания выпускной квалификационной (аттестационной) работы, использования системы тьюторства (научно-практического руководства) и получения консультаций от специалистов-практиков, преподавателей с практическим опытом работы. Следует практиковать как исследовательские (проблемно-ориентированные), так и консультационные (для конкретных организаций) проекты и изучать методы проведения исследований, а также консультирования.

3.5. При реализации программы МВА-s в любой форме обучения высокий удельный вес должно занимать обучение с применением телекоммуникационных информационных средств, в том числе, предоставления материалов на электронных носителях, использования интернета для привлечения источников информации, подготовки и оценки заданий, коммуникаций между преподавателями и обучающимися, проверки и оценки знаний и т.п.

3.6. Учебный план программы МВА-s должен предусматривать значительный объем внеаудиторной работы слушателей, обеспечивающий суммарную трудоемкость программы не менее 1800 часов (в том числе аудиторных занятий, не менее 650 часов).

Внеаудиторная работа слушателей подразделятся на:

  •  индивидуальную самостоятельную работу - изучение учебной литературы; поиск и изучение дополнительных источников, вспомогательных материалов, в том числе, в Интернете; выполнение заданий для участия в занятиях, проводимых в интерактивной форме; написание рефератов, выполнение курсовых и проектных работ; написание выпускной аттестационной работы и др.;
  •  групповую работу над заданиями, выполнение которых предусматривает: командное (групповое) взаимодействие слушателей вне аудиторных занятий (подготовка групповых проектов, выполнение расчетных заданий командой, взаимодействие в компьютерных сетях, проведение экспериментов, участие в форумах, др.);
  •  консультации и презентации (представление и обсуждение промежуточных и конечных результатов проектов и других разработок; постановка и обсуждение проблем; обратная связь, в том числе, по системе «вопрос-ответ» в телекоммуникационных сетях и др.).

Объем внеаудиторной работы должен быть рассчитан, исходя из утвержденных программ учебных курсов, предусматривающих различные виды самостоятельной и групповой работы слушателей. Часы внеаудиторной работы включаются в учебный план программы при наличии оформленного методического обеспечения и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение.

4. Профессорско-преподавательский состав.

4.1. Образовательное учреждение, реализующее программы, должно обеспечить соответствующее качество преподавания.
Профессорско-преподавательский состав должен быть вовлечен в проведение управленческих исследований, научную деятельность и консалтинг в указанной в специализации функционально-отраслевой сфере. Большая часть профессорско-преподавательского состава должна принимать активное участие во всех трех видах деятельности.

4.2. Не менее 20% преподавателей программы МВА-s, должны быть штатными преподавателями образовательного учреждения, 30% иметь ученую степень и/или звание.
Допустимо и поощряется преподавание ряда предметов на английском языке.
К преподаванию специальных дисциплин должны преимущественно привлекаться руководители и специалисты, имеющие практический опыт работы в бизнесе или же текущий опыт научных исследований и разработок в данной предметной сфере. Не менее 20% преподавателей и инструкторов должны быть действующими менеджерами и работниками организаций-работодателей.

4.3. Профессорско-преподавательский состав должен:
• Владеть инновационными техниками, технологиями и программными продуктами, обладать способностью формировать и развивать специальные и инструментальные компетенции для решения практико-ориентированных управленческих задач.
• Быть способными обеспечить взаимосвязанность и преемственность курсов учебной программы.
• Иметь значительный опыт работы в качестве бизнес и научного эксперта, консультанта в рамках отрасли, а также глубокое понимание лучших бизнес-практик в данной области специализации и в смежных областях.

4.4. Образовательное учреждение должно демонстрировать эффективные механизмы включения в программу результатов исследований, консультационной деятельности и контактов с деловой средой отрасли, в том числе с ведущими менеджерами и лицами, успешно освоившими программу МВА, EMBA, DBA, МВА-s. Приветствуется привлечение к преподавательской и консультационной деятельности образовательным учреждением выпускников указанных выше программ.

5. Условия реализации программы МВА-s

5.1. В школе бизнеса, реализующей программу МВА-s, должны быть созданы соответствующие организационные, финансовые, кадровые и иные условия, позволяющие реально влиять на проведение программы, четко определены полномочия и ответственность лиц, отвечающих за ее реализацию. Должна быть обеспечена высокая степень автономии разработчиков и организаторов программы МВА-s в принятии решений при надлежащем уровне контроля.

5.2. На программу МВА-s объявляется отдельный прием и проводится конкурсный отбор. На программу МВА со специализацией прием осуществляется в общем порядке в рамках приема на программу МВА в целом, однако, наличие специализации должно быть объявлено заранее и желание ее выбрать определяется при вступительном собеседовании. Решение о выборе конкретной специализации слушатель принимает, как правило, в процессе обучения, но не позднее начала второго семестра. Такой выбор должен позволить определить темы промежуточных проектов и рефератов, заблаговременно определять базы стажировок, назначить научных руководителей. Школа бизнеса должна иметь сложившуюся целевую аудиторию для программ МВА-s, иметь ярко выраженную клиентно-ориентированную направленность, репутацию на образовательном рынке и в деловом сообществе. Вступительные испытания являются обязательными.

5.3. Образовательное учреждение самостоятельно определяет и утверждает содержание, процедуру и форму вступительных испытаний. По некоторым областям знания, важным для полноценного освоения заданной специализации, могут предусматриваться вступительные письменные экзамены, а также собеседования.

5.4. Для гарантии формирования групп слушателей, мотивированных к обучению и способных достичь определенных образовательных результатов и для обеспечения их эффективного интерактивного взаимодействия, численность формируемых групп должна составлять не менее 15 человек. Высокий удельный вес должны занимать занятия в малых группах.

5.5. Обучение по программе МВА-s осуществляется на основе отдельных договоров об оплате образовательных услуг, заключаемых уполномоченными руководителями с физическими или юридическими лицами.
Стоимость и условия оплаты образовательных услуг по программе МВА-s должны быть установлены до начала обучения и утверждены руководителем образовательного учреждения.
В специфических случаях (региональные особенности, перезачет ранее пройденных дисциплин и т.п.) стоимость образовательных услуг по конкретной программе МВА-s и для конкретных лиц может быть снижена или, наоборот, повышена в пределах действующих в школе бизнеса регламентов.

5.6. В программе МВА-s возможно обучение по индивидуальным планам, главным образом, в части, касающейся специальных дисциплин и дисциплин по выбору, а также для руководителей высшего звена.
Школа бизнеса имеет право перезачитывать слушателям программы МВА-s учебные дисциплины, которые были освоены ими ранее (как при получении высшего профессионального образования, так и при прохождении профессиональной переподготовки по профилю специализации), но не более 180 академических часов. Для некоторых категорий слушателей может быть расширено изучение отдельных дисциплин (например, экономических для инженеров, технических для экономистов и т.п.).
Школа бизнеса несет ответственность за обеспечение адекватного контроля соответствия перезачитываемых дисциплин уровню и требованиям программы МВА-s. При получении слушателем соответствующего образования ранее, чем за 5 лет до начала обучения по программе, а также при перезачете по диплому о профессиональной переподготовке, дополнительная аттестация перезачитываемых дисциплин является обязательной.

5.7. По программе МВА-s в целом и по каждой дисциплине должен быть определен комплект обязательных и дополнительных учебно-методических материалов и гарантировано их наличие для всех обучающихся. Специальная литература, нормативные и другие документы, отчеты, проекты должны формировать отдельную специализированную библиотеку (раздел общей библиотеки), включая материалы в электронной форме. Для текущего ведения учебного процесса должен быть сформирован он-лайн портал. Литература и материалы должны быть актуальными и своевременно обновляться и расширяться.

5.8. Должны существовать механизмы обратной связи, обеспечивающие получение информации от слушателей об организации учебного процесса и содержании программы, включая работу отдельных преподавателей. На программе должны быть четко определены роли в научном руководстве и административной ответственности. Слушатели программы МВА-s должны иметь возможность оценивать содержание и уровень организации учебного процесса, а также работу преподавателей. По итогам обучения по каждому выпуску должна осуществляться оценка слушателями программы МВА-s в целом. Должен своевременно проводиться анализ и вноситься коррективы в учебный процесс.

5.9. В школе бизнеса должна быть создана постоянно действующая система научно-методической оценки учебных курсов и их циклов силами профессорско-преподавательского состава и внешних экспертов, контроля уровня преподавания, проводиться планомерная работа по формированию и повышению квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

5.10. Слушателям программы МВА-s предоставляется возможность практик и стажировок на профильных отечественных и зарубежных предприятиях и в организациях, что может быть включено в образовательную программу и входить в стоимость обучения или же предлагаться на добровольной платной основе.

5.11. При реализации программы МВА-s должно быть предусмотрено обеспечение эффективного взаимодействия с ведущими менеджерами, крупными бизнесменами, общественными деятелями, в том числе с лицами, успешно освоившими программу МВА-s, с целью учета требований деловой практики и обеспечения обратной связи.

5.12. Школа бизнеса оценивает качество освоения программы МВА-s путем осуществления контроля знаний слушателей по каждой дисциплине учебного плана и проведения итоговой аттестации, а также посредством оценки приобретенных выпускниками компетенций.
Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются школой бизнеса самостоятельно и доводятся до сведения слушателей до начала обучения.

5.13. Итоговая аттестация слушателя программы МВА-s осуществляется после завершения освоения программы МВА-s в целом и предназначена для определения уровня теоретической и практической подготовки обладателей квалификации «Мастер делового администрирования по специализации» - Master of Business Administration к выполнению профессиональных задач в данной сфере специализации.
Итоговая аттестация является обязательной и включает в себя подготовку и публичную защиту выпускной квалификационной (аттестационной) работы прикладного характера с четко выраженной специализацией. Такая работа может быть представлена в виде индивидуального или группового проекта, защищаемого в установленном порядке. В случае проведения выпускной аттестации в виде группового проекта должен быть оценен индивидуальный вклад каждого участника. Итоговая аттестация осуществляется аттестационной комиссией под председательством и с обязательным представительством внешних экспертов, в том числе, действующих менеджеров профильных предприятий.
Школа бизнеса самостоятельно устанавливает программу и требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной (аттестационной) работы (проекта), а также формы проведения квалификационного экзамена (если считает его целесообразным).

5.14. Материально-техническое обеспечение программы МВА-s должно, как минимум, соответствовать лицензионным требованиям по образовательным программам высшего профессионального образования и создавать условия для применения современных образовательных технологий в учебном процессе и для предоставления необходимых социальных услуг на время обучения.

6. Связь с деловым сообществом.

6.1. Программы МВА-s осуществляются для удовлетворения потребностей заинтересованных групп, среди которых центральное место занимают: сами обучающиеся, имеющие планы карьерного продвижения и/или успеха в предпринимательстве; а также работодатели, намеренные, с помощью выпускников программ МВА-s обеспечить успех и повысить эффективность своих бизнес-организаций.
Программа МВА-s должна быть построена по принципу ориентации на потребителя.

6.2. К учебному процессу на программах МВА-s должно быть обеспечено непосредственное привлечение представителей практики на стадиях: разработки программ и учебных курсов, конкретных ситуаций, чтения учебных курсов, проведения мастер-классов, рецензирования проектов, членства в экзаменационных комиссиях и т.п.

6.3. Связь с практикой имеет важнейшее значение для программ МВА-s и должна включать:
• сложившиеся устойчивые связи с базами практики;
• высокий удельный вес преподавателей, консультантов и экспертов из практической сферы специализации, активно участвующих в учебном процессе;
• регулярные стажировки на профильных отечественных и зарубежных предприятиях;
• членство в профессиональных ассоциациях и активное участие в их мероприятиях;
• регулярные мастер-классы и встречи с лидерами бизнеса.

6.4. Школы бизнеса должны иметь ясно сформулированную политику и стратегию своих связей с деловым сообществом и учета требований практики в разрезе конкретных целей, объектов и мероприятий, а также устойчивые связи с образовательными учреждениями, осуществляющими обучение по аналогичным специализациям.

6.5. Школа бизнеса должна учреждать коллегиальные органы, состоящие из практиков, обеспечивающие учет интересов практики в учебном процессе. Это может быть совет попечителей, совет внешних консультантов, совет выпускников, комитеты по конкретным сферам деятельности и т.п., собирающиеся с достаточной регулярностью, в том числе, на основе проведения семинаров и других коллективных мероприятий научно-практической направленности.

6.6. Рекомендуется устанавливать оформленное документально партнерство школы бизнеса с организациями, представляющими деловое сообщество, профессиональными ассоциациями, отечественными и зарубежными корпорациями (в отдельных случаях соучредителями), участниками совместных научных исследований, прикладных проектов и т.п. Школа бизнеса должна стремиться привлекать корпоративные средства для финансирования своей деятельности.

6.7. Школа бизнеса осуществляет меры по содействию профессиональному и карьерному росту обладателям квалификации «Мастер делового администрирования со специализацией....» (МВА-s)», проводит ознакомление с базами данных о вакансиях, встречи с работодателями, организует презентации и ярмарки вакансий.
В случае необходимости, образовательное учреждение выдает обладателю квалификации МВА-s характеристику-рекомендацию, адресованную работодателю (в том числе на английском языке), представляет его в соответствующих деловых кругах и базах данных.

6.8. Школа бизнеса должна регулярно вести работу со своими выпускниками и, в частности, осуществлять мониторинг карьеры выпускников, их успехов и проблем, в том числе на основе мнений работодателей с последующим учетом при совершенствовании своей работы.

6.9. В учебном процессе высокий удельный вес должны занимать выездные занятия в отечественных и зарубежных компаниях с последующим рассмотрением и оценкой их результатов.
В условиях открытой экономики должно уделяться достаточное внимание проблемам глобализации, а также интернационализации в конкретных аспектах ведения бизнеса, в том числе, организации зарубежных стажировок.

6.10. Школа бизнеса должна привлекать деловое сообщество (организации, экспертов и т.п.) для конкретной оценки качества выпускаемых ею специалистов с публикацией результатов этой оценки и учета ее результатов в своей работе, а также проводить работу по созданию своего позитивного имиджа в деловой среде и по формированию среды, позитивной по отношению к подготовке кадров на основе дополнительного образования по программам данного типа.


Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования