Больше 10 лет российский рынок бизнес-образования рос и развивался, а бизнес-школы запускали новые программы и предлагали новые услуги. По словам Сергея Мясоедова, ректора ИБДА РАНХиГС при президенте РФ, президента РАБО, за годы «тучной» жизни «появились и сформировались не только региональные школы бизнеса и преподавательский костяк (в масштабах страны). Было создано около сотни программ MBA вполне приличного качества и разной специализации, это сопоставимо по разнообразию с тем, что предлагают зарубежные бизнес-школы».
Однако кризис 2008 г. внес свои коррективы. Его влияние оказалось столь велико, что рынок не восстановился до сих пор как в России, так и за рубежом, где бизнес-школы тоже испытывают проблемы с набором.
С одной стороны, возможные нововведения в образовательное законодательство, которые сейчас активно обсуждаются, в случае их принятия или приблизят российскую систему MBA к западным стандартам, или отбросят на два десятилетия назад. С другой — кризисные настроения, приучившие людей к бережливости, породили спрос на недорогие программы бизнес-образования и переключили внимание с MBA на магистратуру и программы профпереподготовки.
«Масла в огонь подливает и тот факт, что после кризиса появилось огромное количество фирм и фирмочек, предлагающих псевдоMBA (за рубежом их еще называют Junk MBA — MBA-отбросы), что на самом деле лишь дискредитирует данный тип образования», — сетует Сергей Мясоедов.
Стремление повысить престиж и авторитет российской системы MBA, а также желание хоть как-то отмежеваться от Junk MBA усилили интерес крупных отечественных бизнес-школ к международной аккредитации.
По словам Сергея Мясоедова, «признанные во всем мире аккредитации программ MBA (аккредитация осуществляется ассоциациями «большой тройки», triple crown: AACSB International, США, Европейский фонд развития менеджмента, EFMD и AMBA International, Англия) в России имеет всего дюжина школ бизнеса. Программы одиннадцати школ имеют аккредитацию AMBA, пяти школ — аккредитацию EFMD. И три-четыре школы, которые реализуют в России программы MBA зарубежных партнеров, имеют аккредитацию AACSBl».
Под микроскопом
Прохождение аккредитации — процесс долгий, трудоемкий и недешевый. Однако бизнес-школы с готовностью идут на это. Зачем?
«Это дает нам конкурентное преимущество, так как является эталоном, внешним эталоном, который признается по всему миру, — объясняет Кармел Макмахон, первый заместитель декана Школы бизнеса Открытого университета Великобритании (одна из 46 школ в мире, имеющих triple crown), ведущей обучение в партнерстве с Международным институтом менеджмента «ЛИНК». — Для наших клиентов (студентов и компаний) это важно. Кроме того, аккредитация дает возможность рассмотреть и оценить то, что мы делаем. Когда приезжает аккредитационная комиссия, она указывает нам не только на наши достоинства, но и на недостатки и, что очень важно, дает рекомендации по их устранению. Мы получаем независимый внешний объективный взгляд на себя, и это первейшее преимущество для нас от участия в аккредитации».
Стоит отметить, что каждая из аккредитационных организаций предъявляет собственные, отличные от других требования к бизнес-школам.
«Все организации, предоставляющие аккредитацию, имеют очень разные требования, — подтверждает Кармел Макмахон. — Например, американская ассоциация AACSB имеет много количественных требований: сколько преподавателей с PhD, сколько преподавателей не граждане Великобритании, сколько у нас студентов и т.д. Но, конечно, их интересуют и вопросы качества. Они изучают то, чем мы занимаемся, рассматривают наши материалы и делают свои выводы о качестве.
EFMD больше внимания уделяет вопросам качества. Сотрудники фонда интервьюируют наших преподавателей, научных сотрудников, отдел маркетинга, студентов, тьюторов, руководство и т.д. Большое внимание уделяется международным аспектам образования, как физическим (международные связи школы, интернациональность состава студентов и т.д.), так и тому, насколько по-международному мы мыслим».
Особый интерес вызывают студенты. Аккредитационная комиссия не только изучает результаты экзаменов, то, какую работу получают выпускники, как складывается их карьера, но и беседует со студентами и выпускниками с глазу на глаз, без преподавателей и администрации школы.
У сотрудников бизнес-школы также есть своя роль. В частности, они готовят отчет, в котором самостоятельно оценивают себя и сравнивают свою работу со стандартами, анализируют, в чем они сильны, а в каких областях необходимо улучшение.
«При этом мы ничего ни от кого не скрываем, — говорит Кармел Макмахон, — мы открыто говорим не только о наших достоинствах, но и о наших недостатках, никто не идеален».
Мир, дружба, жвачка
Есть всего три системы аккредитации, котирующиеся за рубежом: EQUIS (выдается Европейским фондом развития менеджмента), AMBA и AACSB. Даже получив одну из них, школа значительно повышает свой статус.
Те же, кто может похвастаться всеми тремя, а таких бизнес-школ в мире около 1%, составляют элиту бизнес-образования.
По словам Кармела Макмахона, среди прочего, для бизнес-школы получение аккредитации — возможность привлечь хороших преподавателей, а также это новый потенциал развития школы и ее сотрудников.
«Как члены сообщества AMBA, EQUIS, AACSB, мы участвуем в международных конференциях, «круглых столах». Благодаря этому возникают новые отношения, которые затрагивают и учебный процесс, и научные разработки», — объясняет Кармел Макмахон.
Между тем менеджеры российских компаний к наличию у бизнес-школы международной аккредитации относятся довольно равнодушно.
«Много ли это добавляет с точки зрения набора? Реагируют наши клиенты на это? Мое ощущение, что не очень — в пределах 5%, то есть в пределах статистической погрешности. И напрасно. Аккредитация «большой тройки» как минимум свидетельствует, что качество программы выше среднего. В отличие от российской аккредитации, их (аккредитации «большой тройки». — Прим. «Ко») нельзя купить или получить в министерстве по знакомству», — подчеркивает Сергей Мясоедов.
Мировая же практика показывает, что для многих зарубежных менеджеров аккредитация — знак качества, облегчающий выбор будущего места обучения.
Наталья Клименко
Еженедельник «Компания», 24.10.2011