Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


17.12.2015 / С.Мухин
Источник: mba.su

10 критериев, о которых можно спорить

На днях один известный портал сообщества менеджеров опубликовал материал "Как выбрать бизнес-школу: 10 критериев"

Предложенные критерии несколько выбиваются из ряда подобных статей-рекомендаций: "5 критериев", "10 шагов", "3 принципа" и пр. Это и вызвало интерес прокомментировать, а то и поспорить с автором. Конечно, все на свете субъективно и мы понимаем, что сам автор не задавался целью создать что-то универсальное.

Общее впечатление: кажется на всех критериях лежит налет эдакой медийности. Не показухи (упаси Боже!), а желания школы активно продемонстрировать себя обществу. Мы совсем не против, но похоже пока большинству наших школ нечего этакого сказать "городу и миру". Научно-исследовательская деятельность в них не ведется (разве что Сколково может похвастаться практическим опытом). Преподаватели, не поймешь, где они "свои", а где "чужие" - читают везде, в том числе и в школах-конкурентах.

Или взять критерий принадлежности к РАБО. Замечательно, но членами РАБО состоят все. В том числе и те, которые считаются enfant terrible российского рынка бизнес-образования в плане качества предлагаемых ими программ. НАСДОБР - хорошо, но не обязательно же. Бизнес-школа может и не аккредитовываться там по своим причинам (например, имеет аккредитацию АМВА и ей достаточно или работает под крылом самого крутого образовательного бренда).

Преподаватели- звезды - это ресурс. Но во-первых, многие из них, как было сказано выше, преподают в нескольких местах, и в силу этого лучше известны. А во-вторых, как мы определим степень "звездности"? На наш взгляд, лучший критерий здесь - рейтинг этого преподавателя у самих слушателей или выпускников. Таких в бизнес-школах немало, особенно тех, кто ведет занятия только в одной бизнес-школе.

Публикации, на первый взгляд, критерий показывающий интеллектуальный потенциал бизнес-школы. Но в российской практике тут сплошные вопросы. Допустим, один преподаватель- крутейший профи, его мнение и результаты исследований публикуют отраслевые издания тиражом 1000 экземпляров. Кто про это узнает за пределами узкого круга профессионалов? Другой преподаватель - комментатор, который одним-двумя предложениями что-то постоянно комментирует в знакомых СМИ, например, перестановки в руководстве компаний или движение на рынке. Как это оценивать в плоскости выбора бизнес-школы? С другой стороны, в большинстве случаев их публикационная активность вообще не связана с исследованиями в самой бизнес-школе, они просто там ведут занятия.

Теперь ассоциации. У всех школ есть ассоциации, вернее их фейсбучные воплощения. Выпускники там тусуются, лайкаются не потому, что они закончили супер-пупер бизнес-школу. Их поведение естественно для любого коллектива людей, объединенных общим прошлым. Тоже не особенно что-то можно понять из этого критерия.

Аттестационные комиссии и независимых представителей из бизнеса. Тут все правильно. Но ведь за работу в них "независимым" специалистам бизнес-школа платит или нет? А с другой стороны, как мы должны оценить уровень члена комиссии если он, например, не медийное лицо или компания его не на слуху? Ну, приглашен там начальник отдела Пупкин из компании "Доброе утро", и о чем это должно нам говорить?

Вот к международности претензий нет никаких - все совершенно справедливо. Только где, например, "ведущие школы бизнеса мира", выступающие в качеcтве партнеров наших школ? Таких зарубежных партнеров, пожалуй, как пальцев на одной руке. Опять же, кого отнесем к "ведущим мира"?

Короче, тема для размышления есть. Но, как бы там ни было, "10 критериев" уже себя оправдали, если привлекли чье-то внимание к МВА, в частности, мое. Поэтому, спасибо генеральному директору РАБО, декану Международной школы бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Наталье Андреевне Евтихиевой за поднятую тему. Если она захочет поспорить - welcome!

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования