Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Наталья Савицкая
Источник: Независимая, 25 августа 2006 г.

Учебный театр делового человека

Современные технологии в бизнес-образовании включают в себя и курс по умению нравиться другим людям В бизнесе как нигде приветствуется умение воздействовать на аудиторию и вызывать симпатию
Успех переговоров в большей степени зависит от межличностного общения. России нужны лидеры, умеющие воздействовать на аудиторию.
В Академии народного хозяйства при правительстве РФ начали любопытный эксперимент. В Высшей школе международного бизнеса АНХ читают новые дисциплины: «Риторический арсенал лидера (техника публичных выступлений)», «Развитие EQ через учебный театр (исполнительское мастерство)».
Известно, что успех переговоров любого уровня в большей степени зависит от межличностного общения. Поэтому российским компаниям нужны лидеры не только с «европейской внешностью», а с кросскультурным мышлением и межнациональным менталитетом, который приобретается через изучение иностранных языков и знание общемировой культуры. Чем выше уровень делового общения, тем больше требований к личности, представляющей ту или иную сторону. Здесь как нигде приветствуется свободное владение иностранным языком, умение воздействовать на аудиторию и... умение вызывать симпатию.
Любой значимый бизнесмен вынужден появляться перед аудиторией (интервью СМИ, презентации, выступления и т.д.). Но далеко не все люди соответствуют требованиям публичности.
«Одна из серьезнейших задач, стоящих перед бизнес-образованием, это развитие эмоциональной компетенции у слушателей. Своего рода «полигоном» для такого обучения могут стать (а в некоторых странах это уже реальность) программы МВА», – сказал «НГ» президент Лиги выпускников МВА Юрий Тазов. «Обычно каждый, перед кем стоит задача достижения определенных целей через общение, делает это по интуиции, основываясь на своем жизненном опыте и наблюдениях», – рассказывают профессор, заведующий кафедрой иностранных языков ВШМБ Владимир Кулешов и старший преподаватель этой же кафедры Светлана Алипова.Однако существуют определенные законы, следование которым позволяет успешно влиять на людей, от которых в той или иной степени вы зависите. Этим законам профессионально учат в театральных вузах ( по системе К.С. Станиславского).
Можно ли сделать так, чтобы ценными навыками и знаниями, которыми владеют только актеры, мог научиться и слушатель, обучающийся юриспруденции, менеджменту, социологии и другим дисциплинам? Профессор Кулешов убежден, что эту образовательную проблему запросто решает учебный театр для менеджеров и руководителей.
Прежде чем выйти на сцену, необходимо преодолеть свои психологические комплексы: боязнь сцены, боязнь публики (в итоге – боязнь себя). А на репетициях и в классе развивается многоплановое мышление. Оно включает способность видеть и слышать своего партнера, произносить текст роли, пластически ощущать себя в пространстве, следить за реакцией зала, оценивать себя со стороны. Воспитывается внимание разных уровней, а это - необходимая предпосылка для самообучения и совершенствования.
Сцена – замечательный тренинг выступления перед аудиторией. Нельзя говорить невнятно – тебя не поймут. Недопустимо говорить тихо – тебя не услышит галерка. Именно поэтому важно особое внимание уделять голосовым данным: постоянно проводить специальные упражнения для голоса и дикции как на русском, так и на английском языках. Станиславский показал, что излучаемый артистом «эмоциональный ток», поглощается и оценивается его партнером. Чем больше это «излучение», тем большей психологической мощью (энергетикой) обладает человек. В этом основа успеха и на сцене, и в жизни.
Важно помочь менеджеру потренироваться в проявлениях эмоций и умении «властвовать собой», дать ему возможность раскрыться, уверена Светлана Алипова.
Еще один важный элемент, по мнению преподавателей АНХ, – это переосмысление значимости IQ как критерия оценки интеллектуальных способностей человека (для учебы, работы, ведения бизнеса). Сегодня уже мало кто считает уровень IQ объективным показателем. Но американский ученый профессор Големан раскрыл огромную важность эмоционального интеллекта (EQ). И действительно, люди с высоким EQ обладают хорошей интуицией, имеют правильную самооценку, управляют своими эмоциями, влияют на людей, выстраивая с ними долгосрочные комфортные взаимоотношения.
Уделяют ли этому внимание за рубежом? Международный опыт показывает, что подобный курс есть в ведущих зарубежных бизнес-школах. Так, например, в Гарвардском университете уже более 15 лет классическая драматургия является учебным материалом. И в университете IESE (Барселона, Испания) вовсю используется классика.
«Учебный театр – это лаборатория поиска речевых и образных средств для реализации живого образа-имиджа делового человека... Проходя через классику, которая во все времена была добротным педагогическим материалом, – говорит Владимир Кулешов, – слушатели имеют возможность развиваться как личность: оттачиваются элементы коммуникации (есть цель, есть результат, улучшаются память и качество речи), программируется речевое действие (есть образец, есть образ и «перспектива роли»), повышается внутренняя и внешняя мотивация в изучении языка (внешняя по замыслу роли, внутренняя – по достоверности развития образа), усиливаются функции защиты личности (преодоление комплексов и боязни публики «за маской роли»), происходит вторичная социализация (вписывание в контекст иноязычной культуры), раскрывается воспитательно-эстетическая функция обучения (работа с первосортным драматическим материалом, воспитание вкуса)».
В ВШМБ, руководителем которой является президент Российской Ассоциации бизнес-образования Леонид Евенко, эти курсы опробовали одними из первых в России. Там преподают специалисты, знакомые с театральными технологиями, – профессиональные режиссеры, специалисты по сценической речи (русской и английской), эксперты по бизнес-коммуникации.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования