Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


Елена Герасимова
Источник: Независимая газета, 17 марта 2006 г.

Кейсы – это весело

Слушатели независимо от их ранга с увлечением играют, разоряются и богатеют

«Не опаздывать! – строго предупредили в ректорате, когда мы попросили пустить нас на занятия по кейсам. – У нас строго!» Мы пришли вовремя, а солидные «студенты» тянулись еще минут 20. Перед началом работы над кейсами (так называют разбор ситуаций) кандидат экономических наук, преподаватель Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Борис Попов уверился, что бизнесмены в ладах с теорией. Начал с азов, а далее по нарастающей: от простого к сложному. Поговорив о характеристиках рынка, перешли непосредственно к описанию деятельности самой компании, которую слушателям, объединившимся по командам, предстояло вытащить отнюдь не из простой ситуации. Слушатели зашуршали бумагами, просматривая графики и схемы, а мы поинтересовались у Бориса Попова: идет ли речь о какой-то конкретной фирме? «Нет, но материал, конечно, реальный. Мы сотрудничаем с фирмами и корпорациями и используем затем эти данные в кейсах, изменяя, разумеется, цифры и названия компаний. На кейсах рассматриваем ситуации, которые содержат самое большое количество ошибок».

О кейсах заговорили в начале ХХ века в бизнес-школе Гарвардского университета. В то время кейс использовали главным образом для подготовки юристов, которые изучали прецеденты в юридической практике. Упор делался на самостоятельную работу, в процессе которой рассматривалось большое количество практического материала. Основной целью кейс-метода является передача знаний через рассмотрение конкретной ситуации, в процессе работы с которой слушатели приобретают навыки анализа, обсуждения и презентации, а также навыки командной работы. «Слушателям программы МВА ВАВТ, имеющим практический опыт, нравится кейс-метод, интересно на занятиях обсуждать практические проблемы, с которыми им пришлось или придется столкнуться, – рассказала в интервью «НГ» Ольга Андреева, – профессор кафедры маркетинга, декан факультета профессиональной переподготовки Всероссийской академии внешней торговли. – В ходе иногда «горячих» дискуссий наши слушатели стремятся поделиться со своими коллегами теми методами, с помощью которых они надеются достичь высоких результатов и избежать ошибок. Безусловно, дискуссия, привычная для топ-менеджеров обстановка живого процесса обмена опытом и знаниями дают большую возможность, чем материалы лекций, найти ключи к дальнейшему самосовершенствованию и развитию своих организаций».

На нашем занятии объявили перерыв. Кто-то пошел перекурить, но большинство менеджеров продолжили работу. Увидев, как горят глаза у спорящих молодых бизнесменов, мы задали Борису Попову коварный вопрос: «А ведь, наверное, хочется иногда практикующему преподавателю (по совместительству еще и консультанту какой-нибудь компании) «пропустить» через такую аудиторию свою собственную работу?» – «Так часто бывало во времена СССР, – остался невозмутим преподаватель, – студента всегда использовали в качестве бесплатного мозгового центра. Сейчас это значительно реже. Но если преподаватель и дает студентам решать это задание, то по крайней мере он должен его предварительно прорешать сам, чтобы знать ответ… А вообще, любопытно узнать мнение по какой-нибудь проблеме у такой яркой аудитории, потому что у слушателей сознание еще не зашорено и они могут подсказать весьма неожиданное решение».

Роль преподавателя на кейсах, как дирижера при оркестре. «Только не надо думать, что на занятиях по кейс-методу обходится без проблем. Дело это требует серьезной подготовки, а ритм современной жизни требует своего. В результате преподаватели сталкиваются с реальностью, когда они не в состоянии провести занятие с использованием кейса, – рассказала нам Ольга Андреева. – Учитывая эти факты, в Академии внешней торговли все больший удельный вес в процессе реализации программы МВА занимают не «настоящие» кейсы, а мини-бизнес-ситуации, которые могут быть рассмотрены в рамках одного занятия. Преподаватели пришли к выводу, что построить курс исключительно на основе технологии ситуационного обучения практически невозможно. Вот почему в нашей бизнес-школе по отдельным направлениям на кейсы приходится не более 30% учебного времени. При этом с традиционным классическим разбором ситуации в аудитории в ВАВТ все шире используется самостоятельный письменный разбор кейсов с последующим обсуждением с преподавателями. Многие бизнес-школы идут по этому пути – используют более современные инновационные технологии. Мы тоже проводим тренинги, видеотренинги, деловые компьютерные игры, симуляции. Ведь любые знания усваиваются легче, если они проводятся в форме ролевой игры. Наши слушатели независимо от их ранга с увлечением играют, разоряются и богатеют во время игры, а затем иногда в очень оживленных дискуссиях анализируют результаты. Мы пришли к выводу, что учебные программы для взрослых целесообразно формировать следующим образом: краткие лекции, сопровождаемые конспектами и другими методическими материалами, должны занимать в среднем не более 40% учебного времени, кейсы – 15%, тренинги и симуляции – 25%. И 20% – самостоятельное выполнение заданий».

На нашем занятии слушатели приступили к презентациям… С непростой ситуацией справились быстро.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования