Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


01.04.2014 / Мила Кретова
Источник: журнал "Компания"№ 12, 31.03.2014

С прицелом на будущее

Остается только решить, какая из многочисленных бизнес-школ подойдет именно вам и что вас ждет в самом процессе поступления. Как известно, первый шаг - самый трудный.
Согласно данным прошлогоднего исследования портала MBA.SU, в котором приняли участие около 1200 выпускников российских программ MBA, существует шесть основных критериев выбора: содержание программы, известность и репутация бизнес-школы, преподаватели, наличие у программы международной аккредитации, возможность получения государственного диплома MBA, стоимость программы MBA.

"Возможность получить государственный диплом MBA в ходе опроса была оценена достаточно высоко, однако с сентября 2013 г. этот параметр перестал быть актуальным", - уточняет проректор по развитию и работе со СМИ бизнес-университета МИРБИС Юрий Тазов. "С отменой государственного диплома по программам дополнительного профессионального образования на первый план выходит бренд вуза, который будет указан в дипломе, - добавляет директор программы Executive MBA ВШКУ РАНХиГС, к.э.н., доцент Илья Томорадзе. - Причем бренд именно в бизнес-образовании: очень мощных вузов в других областях много, но это не относится к бизнес-школе".

Айсберги и прочие опасности

Безусловно, каждая бизнес-школа прекрасно знает, на что в первую очередь смотрят потенциальные студенты, и в рекламных коммуникациях все это учитывается. Но есть и специальные рекомендации. Илья Томорадзе советует приглядеться к нетворкингу и жизни за пределами аудитории, своей группы и срокам обучения. "Это подводная часть айсберга, которую многие могут не замечать или не придавать ей значения, - рассуждает Илья Томорадзе. - Однако ее роль сложно переоценить, без нее айсберг попросту утонет. И в этом реальная сила настоящей бизнес-школы - это то, что держит ее на плаву. Поскольку если в топовых бизнес-школах (тех, которые у всех на виду и занимают вершины рейтингов) вышеперечисленные три пункта (программа обучения, отзывы выпускников, престиж школы. - Прим. "Ко") более или менее одинаково качественны, то четвертый пункт - это то, что должно перевешивать и определять выбор".

Не советует безоглядно доверять популярным критериям и декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский. По его мнению, выбор на основе названных параметров весьма ненадежен и может привести к серьезной ошибке.

"Поступающие отнюдь не всегда способны разобраться в плюсах и минусах предлагаемой программы, - детально разъясняет свою позицию господин Чеканский. - Тем более что предлагаемое им описание программы может существенно отличаться от того, что будет в реальности. Что касается преподавателей, то все школы бизнеса в один голос позиционируют свой преподавательский коллектив как самый сильный и профессиональный в России. С известностью и репутацией школ бизнеса тоже ясности нет. Во многих московских университетах не одна, а несколько различных школ бизнеса (факультетов) и программ MBA. Такая ситуации сложилась в МГУ, ГУ-ВШЭ, Финансовом университете. Особенно гипертрофирована она в РАНХиГС при Президенте РФ, где более десятка школ (факультетов) реализуют около тридцати различных программ MBA. И все школы и программы пользуются одним и тем же известным и престижным брендом "материнского" университета, хотя качество обучения на разных программах может радикально различаться".

В РАНХиГС такую проблему решили следующим образом. Осенью 2013 г. здесь был проведен внутренний рэнкинг, по результатам которого все школы бизнеса академии распределены по трем уровням (международный, национальный и локальный), а программы MBA и Executive MBA - по "звездности" (от 1 до 6 "звезд"). "Система критериев оценки качества (рэнкинга) бизнес-школ и программ бизнес-образования была разработана в соответствии с рекомендациями Международного консультационного совета РАНХиГС в рамках программы развития академии при участии экспертов Всемирного банка, - рассказывает Александр Чеканский. - Она учитывает всю совокупность критериев, определяющих качество учебных программ, включая наличие значимых международных аккредитаций и почетных позиций в зарубежных рейтингах.

При этом система базируется только на показателях, которые реально проверяемы и не могут быть сфальсифицированы администрацией отдельных школ бизнеса или программ MBA. По результатам рэнкинга три школы бизнеса РАНХиГС получили высокий статус школы международного уровня, два факультета отнесены к школам национального уровня и восемь факультетов академии - к школам локального уровня. А что касается программ MBA и EMBA, то две программы получили высшую оценку в 6 "звезд", пять программ позиционируются как "пятизвездные". "Звездность" остальных двух десятков программ MBA и EMBA академии варьируется от четырех до одной".

Присмотреться стоит и к преподавательскому составу. Здесь важно понимать, что прекрасный педсостав вуза, читающий лекции студентам, совсем не обязательно справится с бизнес-образованием. И дело даже не в обладании знаниями, а в подходе к обучению. Хороший преподаватель вуза прежде всего методист, который умеет объяснять материал студенту, а хороший преподаватель бизнес-школы должен не столько объяснять, сколько давать возможность слушателям обмениваться опытом управленческой работы. Поэтому при поступлении важно правильно рассчитать свои силы и претендовать на место в группе со схожими по опыту студентами.

На своем месте

По данным разных исследований, от 45 до 52% желающих получить бизнес-образование готовы поступать "ради статуса". В серьезных бизнес-школах таких студентов в группу стараются не допустить. "Нам критически важно понять мотивацию и потенциал поступающего менеджера, его способность освоить непростой материал и совершить качественный скачок, - поясняет Юрий Тазов. - Мы не берем несильных кандидатов - это было бы некорректно прежде всего по отношению к их будущим одногруппникам; когда опыт, личностные установки и уровень подготовки недостаточны, мы рекомендуем повременить с началом учебы".

Принцип формирования группы в бизнес-школах одинаков. "Главным инструментом конкурсного отбора является экзамен, - рассказывает Александр Чеканский. - Он представляет собой письменный разбор деловой конкретной ситуации (кейса). Задача экзамена состоит не в том, чтобы набрать самых теоретически подкованных или натренированных в разборе учебных кейсов абитуриентов. И специально готовиться к такому экзамену не нужно. Любому толковому управленцу с трехлетним опытом работы не составляет большого труда качественно проанализировать предлагаемую деловую ситуацию. Задача экзамена в том, чтобы отсечь от программы MBA людей с низким уровнем управленческого менталитета, не способных нормально учиться по программе высокого уровня. Эти люди (обычно порядка 15% поступающих) получают неудовлетворительные оценки и не допускаются к обучению. В результате формируются однородные и сильные по составу учебные группы, что значительно повышает качество и эффективность всего обучения".

Требования к вступительным испытаниям разнятся, в зависимости от школы и ступени обучения, но для всех абитуриентов необходим диплом о высшем образовании и обычно не менее чем трехлетний опыт работы. Для "Мирбис" это требование международной ассоциации AMBA, которая аккредитовала программы учебного заведения. "Собеседование в "Мирбис" также более глубокое, чем обычно можно встретить", - констатирует Юрий Тазов. При "Мирбис" можно получить и всю необходимую языковую подготовку. Языковой центр "Мирбис" проводит занятия по 13 языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому, японскому и др. Выпускники этих языковых программ затем успешно учатся на программах так называемого двойного диплома с London Metropolitan University и в итоге получают настоящий британский диплом MBA.

Для поступления в ИБДА на программу MBA также необходимы наличие высшего образования и стаж практической работы не менее трех лет. Поступающие должны написать эссе на заданную тему и сдать вступительный экзамен. В тех случаях, когда по документам или написанному эссе возникают вопросы, руководитель программы приглашает абитуриентов на собеседование. На программе EMBA порядок зачисления схожий, но здесь значительно жестче входные требования: стаж практической работы не менее семи лет, при этом не менее пяти лет из них стаж работы на высоких управленческих должностях.

"Для формирования гомогенной учебной группы, в которой принципиальное значение имеют эффективные коммуникации, взаимодействие, обмен богатым управленческим опытом между слушателями, здесь важно отобрать руководителей с высоким лидерским потенциалом и стратегическим управленческим мышлением, - поясняет Александр Чеканский. - Поэтому наряду с письменным экзаменом (разбором кейса) огромную роль играет индивидуальное собеседование, которое является обязательным для всех. И отнюдь не все проходят отбор. Но подавляющее большинство руководителей и собственников компаний, поступающих на программу EMBA (порядка 80%), успешно выдерживают вступительные испытания".

О прошлом, настоящем и будущем

Миновали те времена, когда работодатели смотрели на обладателей дипломов MBA, как маглы на выпускников Хогвартса в ожидании чудес и волшебства. В прошлом и отношение к MBA-образованию как к некоему статусному фетишу. От специалистов требуются практически применимые знания и умения. С точки зрения специализированных направлений MBA наиболее популярны международный менеджмент, управление финансами, IT и маркетинг, а также управление персоналом. Есть программы, разработанные с учетом не только профессиональной, но и отраслевой специфики, например, в энергетике или инвестиционно-банковской сфере.

Для EMBA все немного по-другому. "Идеология этой программы не предполагает специализации, поскольку ее задачей являются формирование у руководителя стратегического видения бизнеса и оптимизация процессов личностного развития, - поясняет Юрий Тазов. - Что касается программ MBA, ориентированных в основном на менеджмент среднего звена, то здесь специализации правомерны. "Мирбис" предлагает 14 программ MBA по широкому спектру специализаций, от стратегического и финансового менеджмента, маркетинг-менеджмента до управления проектами, нефтегазового и медицинского бизнеса. Новые знания и бизнес-практики интегрируются в состав курсов программ MBA и EMBA преподавателями и самими слушателями постоянно. Живая ткань ежедневной практики бизнеса обогащается проверенными, классическими методиками и подходами. Новые кейсы от наших слушателей из реального бизнеса становятся предметом всестороннего анализа под руководством преподавателей-практиков, а заинтересованное их обсуждение позволяет вычленить лучшее и дополнить его новыми возможностями. Благодаря запросам слушателей у нас появляются новые курсы и направления".

Современные школы ориентируются на запросы бизнеса: нужно сообщество выпускников, или онлайновые методики обучения, или все новые кейсы - найдется все. Для того чтобы получить от MBA практическую пользу, надо всего лишь правильно определить личные цели, тогда и выбор школы будет сделан верно. Впереди весенний набор. И если вы уже приняли решение поступать, подумайте, чего вы ждете. И смело поступайте. Дорогу осилит идущий.

Илья Томорадзе, директор программы Executive MBA ВШКУ РАНХиГС:
"Нужно уделить особое внимание концепции, или идее программы (кого и как учим), тому, как решаются вопросы индивидуализации обучения (каждый должен получить свое), практической ориентированности обучения (применение знаний к практике бизнеса в различных аспектах, практическая ценность обучения и т.п.), составу групп. Обмен опытом очень важен в процессе обучения, и нужно убедиться, что при всем отраслевом и предметном "разнообразии" коллег по обучению они едины в плане общего уровня, статуса и релевантного опыта. Топы (директора, замы, собственники бизнеса с опытом более пяти лет) идут на программы Executive MBA, работники и менеджеры (не менее двух лет практической работы) - на программы MBA. Что касается условий поступления, то дело не в жесткости отбора, а в том, чтобы группы были правильные. Слушатели должны иметь примерно одинаковый уровень в иерархии менеджмента и соответствующий опыт. Обеспечить это только вступительными тестами и экзаменами - далеко не все. Требуется обязательное личное собеседование с руководством программы, определяющее идею и содержание обучения".


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования