Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


24.02.2014 / Алекандр Шенаев
Источник: E-xecutive.ru

Какие топ-менеджеры нужны сейчас рынку?

Российские представительства иностранных компаний охотно направляют своих топов на совместные программы EMBA. Им нравится, что сотрудники учатся под боком, да еще и у западных преподавателей.

Какие топ-менеджеры сейчас нужны рынку: универсалы, которые разбираются во всем понемногу, или «специалисты» в двух-трех областях?

Михаил Зайцев: Настоящий специалист хорошо разбирается только в одной области - маркетинг, HR, финансы, продажи, проектирование. В двух-трех он уже теряется. А топ-менеджер управляет всей компанией. Чтобы принять адекватное решение, он должен ориентироваться во всем, чем занимаются его подчиненные, и свободно с ними общаться на любые темы.

На EMBA за тем и идут, чтобы избавиться от комплекса «узкого специалиста».

Какие топы нужны рынку?

Но на разных рынках требуются разные управленцы. Скажем, на наших программах я практически не вижу госчиновников или руководителей госкорпораций, потому что их учреждения чаще всего удовлетворяют заказы «сверху» или пилят бюджеты. Рынок и клиенты их слабо волнуют.

Хорошо. Вы заявляете, что готовите людей для крупных иностранных компаний, которые работают в России, и для крупного российского бизнеса. Но в такие компании обычно устраиваются люди с дипломом из топовых западных бизнес-школ.

М.З.: Мне нравится слово «устроились». Оно такое старое, советское. Наши слушатели еще до учебы устроились в жизни. Программа EMBA вообще нацелена на тех, кто уже чего-то добился в деловом мире, у кого есть статус в обществе. Они приходят в аудиторию и знакомятся с равными себе людьми, чтобы делать бизнес и продвигать свою компанию, а не для того, чтобы их потом взяли «на хорошую работу». Компании сами отправляют своих людей на учебу. Это же важный вопрос для каждого руководителя бизнеса - брать готового специалиста с MBA или воспитать своего человека.

И что лучше?

М.З.: Воспитывать сложнее и дольше, зато бизнес от этого только выигрывает. Компания берет на входную должность приличного инженера, энергичного маркетолога или интересного HR, а потом, когда этот человек подрастет, отправляет его на EMBA и продвигает на более высокие должности.

Среди ваших преподавателей есть иностранцы, и ваши слушатели дважды выезжают на зарубежные модули в в Нью-Йорк и Антверпен. Этого достаточно, чтобы обучение называлось «западным»?

М.З.: Вы описываете образовательный туризм. Он популярен на многих российских EMBA. Совместные программы работают иначе: методики, инструменты, концепция обучения, правила, по которым слушатели обсуждают кейсы, - все это повторяет то, что делает партнерская бизнес-школа в Европе. Если мы везем группы за рубеж, то это уже не туризм: люди работают в аудиториях по 12 часов, они учатся без переводчиков, напрямую дискутируют с топ-менеджерами местных компаний. Я не понимаю, как можно качественно учиться с переводчиком. Мы как-то устраивали семинары в России. Приглашали преподавателей из DukeLondon Business School. Синхронно переводили их выступления для российских топов. Но все равно люди шли в те залы, где разбирались кейсы на русском языке. Всегда интереснее пообщаться лично, чем слушать даже самый лучший перевод.

Вы говорите, что слушатели учатся у западных преподавателей по западным программам. А эти преподаватели знают российскую действительность? Они же учат людей работать в России.

М.З.: Нам еще многому стоит научиться у иностранцев. Мы слишком часто прикрываемся национальными особенностями. Говорят, что даже законы природы в России действуют с поправкой на национальные особенности. Анекдот такой рассказывают, но все же это не так - законы природы везде одни. На первых парах мы пытались обсуждать с европейскими партнерами, что, мол, хорошо бы делать поправку в обучении на российскую действительность, но они сразу это пресекали: «Есть области, где национальные особенности важны. Но чаще оказывается, что преобладают общие законы экономики, бизнеса и производства».

В каких областях лучше руководствоваться общими законами?

М.З.: Прежде всего в тех, о которых у нас много говорят, но мало учат, - повышение эффективности производства, операционный менеджмент. В Европе и Штатах хорошо управляют каждодневными операциями фирмы, а без них любая стратегия рухнет.

По каким книгам учите?

М.З.: Как принимать решения и финансы изучаем по американским книгам. Маркетинг, HR, психологию потребителя - по европейским учебникам. И вот европейский опыт порой расходятся с российской действительностью. Тут особенно важно, что иностранные преподаватели на совместных программах придерживаются мировой практики, а не скатываются к нашим «особенностям», потому что некоторые наши национальные шероховатости лучше бы вообще изжить. Слушатели сталкиваются с чиновниками и взятками каждый день. Они знают обо всем этом лучше преподавателей, их этому учить не надо.

В чем, по вашему опыту, особенно слабы российские топы?

М.З.: Наши управленцы редко заглядывают далеко вперед, когда планируют бизнес. Поэтому они часто забывают анализировать инвестиционную привлекательность своих проектов и компаний. Операционный менеджмент тоже хромает в России, но тут есть вина и отечественного бизнес-образования, потому что на программах этому направлению учат мало. А это плохо. Вот сейчас много говорят об инновациях и модернизации. Сомневаюсь, что дело пойдет дальше простых разговоров. Но если мы действительно хотим изменить Россию, компании должны научиться грамотно управлять каждодневными операциями, проекты должны проходить серьезный финансовый анализ, и все должно строиться на фундаментальных знаниях в конкретных отраслях производства, экономики и бизнеса. Последнее особенно важно, потому что качество общего образования заметно падает. Я общаюсь с молодыми слушателями MBA и отчетливо это вижу.

Кого Вы берете на обучение?

М.З.: К нам часто приходят молодые, по-хорошему агрессивные, талантливые люди. Но мы им отказывали и продолжаем отказывать. Не мы такие злые, так устроен рынок.

Наша аудитория - это профессионалы в своей области, которые доросли в своих компаниях до определенного уровня. Они должны идти дальше, а для этого им надо учиться. Но они не хотят учиться с молодыми, энергичными, агрессивными, талантливыми, немного наглыми людьми. Им будет некомфортно. Мы никогда не пойдем на то, чтобы наша программа EMBA помолодела. Иначе скатимся в нишу, где с людей только собираются деньги, но знания не даются. Как говорил один мой учитель, резкие перемены в образовании только вредят. В образовании все решают эффекты второго порядка - качество! Я этим принципом стараюсь руководствоваться всю жизнь.

Узнать все о российско-бельгийской программе  Executive MBA  Вы сможете посетив День открытых дверей программы, который состоится 26 марта в 19-00. Зарегистрируйтесь сейчас.

 

Справка

  • Российско-Бельгийская программа Executive MBA (Executive означает - для руководителей и топ-менеджеров) создана в 1998 году Школой менеджмента Университета Антверпена (Antwerp Management School) и Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС.
  • Программа Executive MBA Школы менеджмента университета Антверпена (прародительница московской программы) возникла в 1959 году и была первой в Европе программой Executive MBA.
  • 19 место среди европейских программ EMBA в мировом рейтинге Financial Times Top 100 Executive MBAs, входит в "ТОП-50 лучших программ мира




 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования