Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


22.05.2023 / Александра Хомякова
Источник: MBA.SU

Бизнес-школы: рейтинги и обратная связь

Бизнес-школы: рейтинги и обратная связь

В прошлом году возник скандал вокруг рейтинга МВА от The Economist - ряд известнейших бизнес-школ, в том числе, Harvard, Stanford, Wharton, Columbia, Chicago Booth и Kellogg отказались участвовать в новейшем рейтинге этого журнала за 2022 год. Основанием отказа послужила волатильность результатов предыдущего рейтинга, когда многие гранды американского и европейского бизнес-образования уступили свои привычные топовые места бизнес-школам второго ряда.

Понятен гнев деканов, не получивших свои «законные» первые места, ведь рейтинг - это будущие деньги. И то, что каждый рейтинг основывается на собственной методике и рассматривает те показатели качества обучения на МВА, которые считает наиболее существенными, при этом раскладе роли не играет. The Economist попытался изменить методику и поплатился демаршем деканов известных бизнес-школ.

Впрочем, оставим зарубежным бизнес-школам их разборки с влиятельным экономическим журналом и обратимся нашим палестинам. Четырнадцатый год подряд портал «МВА в Москве и России» (mba.su) публикует результаты Народного рейтинга, основанного на оценках выпускников бизнес-школ своей удовлетворенности обучением на МВА, а несколько известных бизнес-школ его сторонятся. Но если такие школы и их руководители не имеют независимой обратной связи от своих выпускников, откуда тогда они черпают информацию о качестве обучения в своих школах?

Многие профессионалы бизнес-образования скажут, что в их бизнес-школе такой проблемы нет: по каждому курсу проводятся промежуточные анкетирования, помогающие корректировать учебный процесс, есть еще финальное анкетирование, подводящее черту под результатами всего обучения. Оценки слушателей высокие, всё хорошо, процесс под контролем.

Однако, настоящий результат обучения на МВА можно оценить только спустя некоторое время после окончания бизнес-школы, обычно через 2-3 года. А такого рода обратной связи у бизнес-школ нет и быть, увы, не может. Да, существуют ассоциации выпускников, но понятно, что по большей части, это довольно ограниченный круг активистов. Конечно, отдельные и очень успешные выпускники приходят в альма матер поделиться своими успехами, их приглашают выступать на презентациях и днях открытых дверей.

Тех, кто не добился за это время впечатляющих результатов, бизнес-школа не видит. Разве только через призму Народного рейтинга бизнес-школ, который проводится ежегодно порталом «МВА в Москве и России», и основан на оценках выпускников бизнес-школ своей удовлетворенности обучением на МВА. Но некоторые бизнес-школы его боятся, и видимо, боятся не зря, ибо предполагают возможность неполучения желаемого результата. Надежнее, как им представляется, полагаться на могучий материнский бренд («бренд вуза сам себя продает») и рекламу, которая 24 на 7 создает у потребителя имидж первоклассного учебного заведения. Можно еще заслать в какой-нибудь Eduniversal пару десятков отобранных анкет с высокими показателями выпускников и получить «международное признание». Правда, всё равно, отсутствие в рейтинге такой бизнес-школы, провоцирует неудобные вопросы поступающих. Приходится сочинять истории о, якобы, необъективности или ангажированности рейтинга и т.д. и т.п.

Собственно, рейтинг бизнес-школ - это канал обратной связи от выпускников. Если школа его не использует, каковы другие источники объективной информации у ее руководителя? Это в средней школе директор может не знать, как учится 10 «В» (особых нареканий нет - и ладно), а здесь взрослые, состоявшиеся люди, профессионалы бизнеса. Как часто декан встречается со слушателями и выслушивает их пожелания, замечания, а иногда и требования?

Представим себе декана условной бизнес-школы, человека, донельзя загруженного и решающего ежедневно большое количество внешних задач. Хорошо, если структура школы отстроена на регулярное получение обратной связи, но человеческий фактор со счетов сбрасывать нельзя. В бизнес-образовании так же, как в бизнесе: подчиненные, по возможности, стараются лишний раз не огорчать начальника сообщениями о недостатках и промахах, и напротив, рады рапортовать о любых достижениях.

Декана могут дезориентировать и преподаватели его школы, особенно, внештатные, одновременно преподающие в нескольких бизнес-школах. Редкий преподаватель не рассыплется в комплиментах декану за: высокий уровень подготовленности слушателей в его бизнес-школе, за организацию учебного процесса, по сравнению с «другими». Правда, в «других» они могут сказать то же самое.

Может внести свой вклад в расфокусировку и итоговое анкетирование выпускников. Анкеты обычно раздают в день вручения дипломов, и выпускники между примеркой мантий и шапочек, в радостном возбуждении от торжественности момента, ставят хорошие оценки по всем параметрам. Для них все это - уже пройденный этап, поэтому «пятерок» или «десяток» не жалко. Таков уж наш менталитет - прямо выражать недовольство недостатками в обучении мы не привыкли, да и портить отношения с бизнес-школой смысла нет, еще может пригодиться. Конечно, тех, кто остался в той или иной степени неудовлетворен, гораздо меньше, но их молчание искажает картину общей удовлетворенности обучением и дает основание руководителю считать, что все хорошо, и 100% все довольны (за исключением, может быть, одного-двух «скандалистов»).

Мы знаем немало деканов, которые держат руку на пульсе, вникают во все мелочи, не позволяют подчиненным лить елей в уши, преувеличивать достижения и маскировать недостатки, иными словами, имеют адекватную картину учебного процесса в собственной бизнес-школе. И результаты Народного рейтинга бизнес-школ для них - дополнительная, причем, независимая обратная связь, еще один повод для анализа учебного процесса в процессе его непрерывных улучшений.

Здесь уместно будет процитировать Дэвида Баха, декана по инновациям и программам швейцарской бизнес-школы IMD. «Рейтинги имеют значение, - отмечает он, - они предоставляют будущим студентам важную информацию об одном из самых важных решений, которые они примут в своей жизни. Они дают школам отзывы о том, что они делают хорошо и что они могут сделать лучше. И они играют огромную роль в том, как оцениваются деканы и их должности».

Александра Хомякова

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования