Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Аккредитации
Статьи MBA
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
 АВТОРИТЕТНО  NEW КИНГСТОН/ РАНХИГС: НОВАЯ ЖИЗНЬ ИЗВЕСТНОГО БРЕНДА МВА И ЕМВА EMBA "ЛИДЕР ПРОЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПАНИИ" - СИСТЕМНЫЙ ОТВЕТ ИГСУ РАНХиГС XIII НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ БИЗНЕС-ШКОЛ РОССИИ - 2022 (MBA.SU)
08.11.2022 / Михаил Селезнёв
Источник: MBA.SU

Бизнес-школы «в законе»


Свежий пример из братской Беларуси: с 1 сентября вступило в действие Постановление СМ РБ № 559 «О предоставлении статуса бизнес-школы», инициированное и разработанное Министерством экономики. Почему не Министерством образования? Потому, что министерство экономики Республики Беларусь, как макроэкономический регулятор понимает, что эффективность национальной экономики напрямую зависит от уровня управленческих решений, принимаемых топ-менеджментом компаний.

Возможно, в таком аспекте эту проблему понимают и у нас на разных этажах власти. Но в Федеральном законе «Об образовании», как справедливо заметил президент РАБО Сергей Мясоедов в одном из интервью, нет даже терминов «бизнес-образование», «деловое и управленческое образование», «бизнес-школа», «высшая школа менеджмента», «программы МВА», «ЕМВА».

Критики сразу скажут, мол, зачем нужен какой-то государственный статус бизнес-школе в рыночной экономике, когда открыт путь любой частной инициативе, и традиционное - «рынок сам себя отрегулирует». Все так, но когда, условно говоря, почти в каждой подворотне, по соседству с химчисткой, работает какая-нибудь «бизнес-школа», наверное, есть смысл попробовать отделять зерна от плевел.

Что предлагают белорусские коллеги? Статус бизнес-школы может быть предоставлен при соответствии коммерческой организации следующим обязательным условиям:

  • осуществление образовательной деятельности на день подачи заявления
  • наличие практического опыта в реализации образовательной программы обучающих курсов не менее двух лет
  • наличие практического опыта в реализации образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по профилю образования «Бизнес, управление и право», направлению образования «Бизнес и управление» не менее одного года
  • наличие рекомендации одной из профессиональных ассоциаций участников рынка бизнес-образования

Как видим, ничего сверъестественного от тех, кто решил учить других бизнесу, не требуется. А последний пункт - самый, что ни на есть, рыночный! Пусть саморегулируемая организация участников рынка решит, достойна ли так называемая «бизнес-школа» отбросить кавычки, и получить официальный статус. Но, с другой стороны, тогда и профессиональным ассоциациям придется трансформироваться из клубов по интересам во что-то более принципиальное.

Что в итоге? Белорусские коллеги установили, что организация, официально получившая статус бизнес-школы, включается в реестр Минэкономики и получает свидетельство об этом. И только потом обращается в Минобр за лицензией «на право осуществления образовательной деятельности по реализации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, направленной на формирование знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения функций управления в коммерческих организациях».

Цель проводимых изменений очевидна: стимулировать повышение качества подготовки и числа топ-менеджеров, прошедших обучение, повышение уровня конкурентоспособности и эффективности компаний.

Напоследок, цитата. С первых строчек можно подумать, что это сказал ректор какой-либо бизнес-школы, но вы не угадали.

«В экономически развитых странах для решения проблемы [повышения эффективности управления, - прим.] сделано немало. Причем ключевая роль здесь отводится системе бизнес-образования, которая объединяет совокупность бизнес-школ, где осуществляется реализация образовательных программ для высшего и среднего управленческого персонала компаний - программ МВА («мастер бизнес-администрирования») и их производных. Надо сказать, что наличие степени МВА выступает своего рода знаком качества для управленцев-профессионалов». (Начальник управления экономики инновационной деятельности Министерства экономики Республики Беларусь Дмитрий Крупский)

Этой статьей я, конечно,  ни к чему не призываю, просто кейс показался интересным. А может быть, он натолкнет кого-то на идеи по гармонизации отечественной сферы бизнес-образования?

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования