Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


28.04.2016 / Генеральный директор City Business School Наталья Лагенен
Источник: vestifinance.ru

30.04.2016. Программа МВА: топ-5 самых сложных заданий

Слушатели программ МВА - это люди, которые уже очень многого добились в жизни, однако и у них возникают проблемы в процессе обучения.

Генеральный директор бизнес-школы City Business School Наталья Лагенен рассказала о проблемах, которые возникают у слушателей программ MBA, и рассказала, какие подходы нужно использовать для решения таких задач.

В бизнес-образовании метод кейсов особенно популярен, так как позволяет студентам научиться применять полученные знания в реальных ситуациях.

Полезно, когда студентам приходится решать задачи из практики предприятий той действительности, в которой они живут и работают, вместо того чтобы продумывать стратегию для Pepsi.

Некоторые задачи решаются легко и с удовольствием, а есть те, над которыми приходится поломать голову.

Ниже представлены те задачи, которые вызывают наибольшие сложности у слушателей программ МВА.

Кейсы с расчетами

Задачи, основанные на расчетах, представляют особенную сложность для специалистов, которые не часто сталкиваются в своей работе с цифрами.

Однако будущим обладателям степени MBA важно научиться решать такие кейсы, так как они помогают развить аналитическое мышление и улучшить навыки, которые пригодятся в работе.

По какой цене продавать новый продукт, чтобы максимизировать прибыль? Стоит ли брать кредит на новое оборудование?

Какой вариант будет выгоднее: произвести самим или разместить заказ на стороне? На все эти вопросы можно получить однозначные ответы, если знаешь, как обращаться с числами.

Примеры кейсов.

1. По исходным данным рассчитать цены поставки для разных товаров и регионов с учетом определенных показателей отсрочки платежей, ретро-бонусов, норм паллетирования и прибыли.

2. Определить точку безубыточности и запас прочности для производителя оборудования по каждому из предложенных вариантов развития.

3. Определить плановую прибыль телекоммуникационной компании за год и рассчитать срок погашения задолженности перед акционерами исходя из текущей задолженности, прогнозов по росту абонентской базы, выручки и затрат компании.

Подходы к решению.

Главное в решении расчетных задач - аккуратно выписать все исходные данные, ничего не забыв, и определить формулы, по которым можно рассчитать каждый из показателей.

При этом удобнее двигаться от конечной формулы, шаг за шагом переходя к поиску значений, которых не хватает для расчета.

А потом - дело техники: подставить цифры и решить простые арифметические задачки.

Например, в первом кейсе цена поставки определяется как сумма стоимости доставки и цены без доставки плюс ретро-бонусы.

Стоимость доставки можно рассчитать, перемножив тариф за паллет и повышающий коэффициент и разделив результат на норму паллетирования.

Цена без доставки определяется как произведение себестоимости и нормы прибыли + 100%.

Приобретаемые навыки:

* навык оценки эффективности инвестиций (например, скоро ли окупится новое оборудование);

* умение определять, какое из возможных решений будет наиболее выгодным с экономической точки зрения;

* навыки в области ценообразования, расчета цен на товары и услуги;

* умение прогнозировать финансовые результаты мероприятий (например, рекламных и маркетинговых акций).

Кейсы, которые учат думать о будущем

Чтобы решить такой кейс и сделать правильный выбор, нужно уметь предвидеть последствия своих действий и просчитывать возможные варианты развития событий на несколько ходов вперед.

Нужно уметь составлять прогнозы и оценивать риски не только с точки зрения настоящего, но и то, как они отразятся на будущем.

Нередко бывает, что простое решение сегодня может привести к более серьезным проблемам завтра.

Яркий пример из бизнеса и ошибка, которую все еще совершают многие предприниматели, - погоня за сегодняшней прибылью, вместо того чтобы работать на долгосрочную перспективу и вкладываться в развитие отношений с клиентами.

Примеры кейсов.

1. Собственник с/х холдинга отошел от дел и передал управление зятю, который привел за собой молодую команду управленцев. Через 4 года успешное предприятие оказалось на грани банкротства из-за большой задолженности по кредитам.

Займы новые управленцы брали под различные проекты, направленные на развитие предприятия. Однако многие из этих проектов не довели до результата. Когда ситуация стала критичной, на предприятие вернулся собственник. Как ему стоит поступить в такой ситуации?

2. В компанию пришел директор по логистике с огромным опытом и багажом знаний. За год под его руководством отдел показал лучшие результаты за последние 10 лет.

Одна проблема: директор, несмотря на все просьбы и предупреждения руководства, не соблюдает правила корпоративной культуры, которые предполагают вежливое отношение к другим сотрудникам.

Результатом его грубости стало увеличение текучки в отделе в 2 раза. При этом в компании принято, что сотрудников, которые не желают переучиваться и соответствовать ценностям компании, увольняют.

Директор по логистике после каждого разговора с руководством соглашается меняться, но через некоторое время возвращается к привычному поведению. Как поступить в такой ситуации генеральному директору? Что выбрать: ценности или эффективность?

Подходы к решению.

Главное при решении таких кейсов - не хвататься за выбор, который лежит на поверхности, а попробовать спрогнозировать варианты развития событий в результате принятия того или иного решения.

Конечно, в первом примере собственнику было бы проще всего выгнать неумелого зятя. Но какие отношения тогда он сможет построить со своей дочерью?

И сумеет ли он успешно управлять компанией, если будет несчастлив, так как дочь будет реже с ним общаться и он не сможет видеть внуков, когда пожелает? Да и действительно ли в ситуации виноват только зять?

А может, собственнику не следовало сразу бросать компанию, а нужно было сначала обучить своего приемника и помогать ему какое-то время?

Поэтому, чтобы сохранить семейные отношения, не стоит рубить с плеча, а следует найти более оптимальное решение.

Например, взять себе в помощники зама с опытом антикризисного управления, а для зятя найти подходящую работу в команде или же ненавязчиво отправить в долгосрочный отпуск, пока ситуация не стабилизируется.

Во втором варианте все то же самое. В погоне за эффективностью, конечно, можно закрыть глаза на поведение директора по логистике. Однако ценности - это клей, который объединяет компанию в долгосрочной перспективе.

Они направляют сотрудников к общей цели. Директор по логистике может завтра уйти, а другие руководители, увидев, что ценности не соблюдаются и слова руководства - пустой звук, сделают соответствующие выводы и станут поступать исходя только из собственных желаний и целей, не учитывая потребности компании.

Приобретаемые навыки:

* навыки поиска и оценки альтернативных вариантов решений (например, для выполнения ИТ-задач можно нанять опытного специалиста, взять и обучить молодого сотрудника или отдать поддержку ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг);

* умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед и оценивать последствия, которые повлечет за собой каждое решение в будущем (например, стоит ли закупать более дешевое сырье с целью снижения себестоимости или такое решение приведет к снижению качества продукции, потере клиентов и в результате принесет убытки вместо дополнительной прибыли).

Кейсы из сложных отраслей (например, ИТ или инжиниринг)

Студенты приходят получать бизнес-образование с большим багажом опыта за плечами, полученным нередко в одной или близких отраслях.

Они привыкли вариться в своей каше, и поэтому иногда им сложно абстрагироваться и решать задачи из другой области.

Подходы и принципы к решению зачастую, конечно, совпадают, однако иногда нужно иметь хотя бы базовое представление о том, как работают компании в той или иной сфере, чтобы полностью понять условия кейса.

Примеры кейсов.

1. Инжиниринговая компания (занимается проведением работ по реконструкции, модернизации и техперевооружению различных объектов промышленности и народного хозяйства) заключила договор на перевооружение объектов, которые находятся на большом расстоянии друг от друга.

Так как все работники компании заняты на реализации большого проекта, руководство принимает решение найти подрядчиков. Сколько и каких специалистов руководителю проекта нужно взять к себе в команду и по каким критериям выбрать оптимального подрядчика?

2. IT-компания ведет бизнес по разработке и внедрению ПО. При этом она умышленно не занимается упрощением своего продукта, чтобы исключить появление конкурентов, которые могли бы претендовать на покупку ПО и возможность реализации проектов на его основе.

В результате ведение бизнеса в удаленности от группы разработчиков становится затруднительным, так как требуются люди с глубоким знанием продукта. Транснациональная компания поглощает IT-компанию и принимает решение осваивать новые рынки.

Чтобы это было возможно, требуется передача информации о продукте в максимальном объеме и продолжительное обучение новых сотрудников, а значит, есть риск утечки информации и утраты интеллектуальной собственности.

Нужно оценить все возможные угрозы, которым подвергается данная модель ведения бизнеса как на территории домашней страны, так и на территории стороннего государства, и предложить мероприятия по обеспечению безопасности бизнеса.

Подходы к решению.

Для решения таких кейсов нужно понимать основные принципы работы компании в той или иной отрасли. Например, какие специалисты необходимы для успешной реализации проекта по техперевооружению объекта и какие работы нужно для этого выполнить (первый кейс).

Когда все неизвестные найдены, остается только применить уже имеющиеся знания. Так, для первого кейса нужно вспомнить, какие критерии стоит учитывать при выборе подрядчика в первую очередь.

Правда, и тут не стоит забывать про специфику отрасли и обязательно обратить внимание на технологическую оснащенность будущего партнера.

Приобретаемые навыки:

* умение определять, какие подходы и методы являются универсальными и работают для всех компаний, а какие зависят от отрасли и специфики конкретного предприятия (например, методы партизанского маркетинга будет полезно использовать всем, а выставки - в первую очередь инструмент компаний, работающих на B2B рынке);

* навык поиска информации, необходимой для принятия решения (понять, какой информации не хватает, и определить источники, где ее можно отыскать);

* умение применять имеющиеся знания и опыт в незнакомой отрасли (например, при смене работы).

Кейсы про управленцев, которые попали в незнакомую ситуацию

Специалисты и управленцы с большим опытом привыкают чувствовать себя в любой ситуации как рыба в воде и забывают, каково это попадать в абсолютно незнакомые условия, когда ты должен сделать то, в чем не разбираешься.

Такие кейсы помогают студентам усвоить основные принципы поведения в незнакомой ситуации и подходы к решению задач, с которыми они раньше не сталкивались.

Примеры кейсов.

1. Студенту предлагается встать на место руководителя продаж, который пришел в незнакомую отрасль и структуру продаж. За месяц он должен показать результат и при этом наладить отношения в коллективе, который очень хорошо относился к предшественнику и плохо воспринял решение о его увольнении.

У нового руководителя есть разрешение руководства на любые изменения как в структуре продаж, так и кадровые. Однако незнакомая сфера заставляет его опасаться кардинальных решений.

Студент должен определить, какие шаги он бы предпринял в первую очередь в такой ситуации и как ему взаимодействовать с коллективом, который изначально настроен негативно.

2. Новый амбициозный заместитель руководителя ИТ-подразделения назначен руководителем проекта по автоматизации всех территориальных служб HR в крупном холдинге.

Начиная погружаться в тему, зам узнает, что компания уже бралась за реализацию похожего проекта для автоматизации сбытовых служб. Компания грамотно подошла к проекту, были расписаны все возможные риски, и, как ни печально, все они оправдались.

На момент начала проекта по HR проводилась комплексная "работа над ошибками". Руководитель нового проекта нашел документ, где были указаны причины неудач, которые постигли проект в сбыте, и увидел, что есть большая вероятность повторения ситуации.

Как же поступить? Может, сразу отказаться и начать подыскивать работу? Или предупрежден - значит, вооружен? Что должен сделать руководитель, чтобы не допустить повторения ситуации?

Подходы к решению.

В незнакомой ситуации в первую очередь надо искать союзников - тех, кто разбирается в этом больше вас, и приготовить уши, чтобы слушать. Так, в первом примере руководителю отдела продаж не рекомендуется кидаться на амбразуру и начинать серию активных перемен.

Для начала лучше провести индивидуальные беседы с каждым сотрудником отдела, чтобы понять ситуацию, выяснить текущие проблемы и возможные точки роста, наладить отношения с сотрудниками.

Здесь важно уметь слушать, и наверняка более опытные коллеги дадут пищу для хороших идей, которые помогут достичь результата и оценят, что вы интересуетесь их мнением и готовы рассматривать их предложения.

Только после выяснения ситуации следует приступать к разработке плана действий.

Во втором примере ИТ-руководителю также очень желательно пообщаться с максимальным количеством участников проекта по автоматизации служб сбыта, чтобы выяснить, что пошло не так.

К тому же коллеги могут поделиться своими предположениями, как не повторять прошлых ошибок.

Приобретаемые навыки:

* навыки принятия решений в условиях неопределенности (нет опыта, который позволил бы сделать более точный прогноз последствий принимаемых решений);

* умение взаимодействовать с людьми и привлекать к работе тех, кто может помочь в решении задач (навык формирования команды);

* навык поиска информации, необходимой для принятия решения;

* навык управления конфликтами (например, когда новый руководитель приходит в коллектив, который настроен негативно).

Кейсы из другой профессиональной области

Сложность в данном случае заключается в том, что студенту нужно решить задачу в незнакомой сфере, с которой он прежде не сталкивался.

Такие кейсы помогают закрепить полученные в процессе обучения знания в этой области и сформировать у будущего обладателя степени MBA комплексное понимание основных бизнес-процессов компании, которое необходимо, чтобы стать эффективным управленцем.

Кроме того, при решении незнакомых задач студенты совершенствуют навык поиска нужной информации и расширяют кругозор.

Примеры кейсов.

1. Описать наиболее оптимальный вариант действий для начальника отдела, при столкновении с сотрудником, который устраивает "итальянскую забастовку" (форма протеста, заключающаяся в предельно строгом исполнении сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей и правил).

Этот специалист действует строго в рамках закона, должностных инструкций и нормативов, что тормозит работу отдела, и ничего не хочет слышать о добровольном увольнении.

2. Описать процесс внедрения системы управленческого учета для сети ресторанов: определить, какие показатели должна включать эта система и какие проблемы на предприятии нужно решить, чтобы внедрение прошло успешно.

Подходы к решению.

Приведенные примеры кейсов наглядно показывают, что руководителю нужно разбираться во многих вопросах.

Например, в первом кейсе начальнику отдела нужно знать основы трудового права, чтобы чувствовать себя уверенно при общении со "слишком грамотным" сотрудником и суметь избежать манипуляции с его стороны.

Во втором примере ИТ-директору ресторана следует хоть немного разбираться в вопросах управленческого учета, чтобы правильно понимать, как реализовать требования управленцев в программном продукте, и суметь подсказать, что еще можно получить от системы.

Приобретаемые навыки:

* навык принятия решений на стыке профессиональных областей (например, коммерческому директору нужно знать нормы законодательства о рекламе, чтобы не нарушать закон при продвижении продукции);

* понимание основных бизнес-процессов компании и умение смотреть на бизнес "сверху", т. е. оценивать работу компании как единого организма (навык, который необходим каждому топ-менеджеру).

Кейсы - наиболее простой способ приобрести нужные навыки, чтобы стать профессионалом в своей области и эффективным руководителем. Как говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Однако все-таки лучше учиться на кейсах, чем набивать шишки в жизни. Поэтому чем сложнее студенту дается решение, возможно, даже в спорах и обсуждениях с другими участниками, тем лучше отложится в голове описанная ситуация, и в реальной работе он сможет быстрее и успешнее справиться с аналогичными проблемами.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования