Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


10.08.2020 / Ольга Партала, эксперт по маркетингу Стокгольмской школы экономики
Источник: MBA.SU

Чему могут научить шведы?



Наша первостепенная цель... - побудить людей задуматься,
а не указывать, о чем именно им думать.
Великие вопросы открывают двери, а ответы обычно закрывают их.

Й. Риддерстрале, К. Нордстрём «Караоке-капитализм»


К Швеции всегда было особое отношение. Ещё Пётр I называл шведов своими учителями. Однако мало кто знает, что эта небольшая вроде бы страна (по количеству населения страна занимает 90-е место в мире, а в её столице проживает людей меньше, чем в Тбилиси или Ереване) на самом деле по площади территории является пятой страной Европы?

При этом по индексу глобальных инноваций за Швецией давно сохраняется почётное 2-ое место (уступает она только Швейцарии). Причём повышенная изобретательность шведов уходит глубоко в прошлое. Именно в Швеции был учреждён первый центральный банк, проведена первая перепись населения в Европе. Именно шведы изобрели корабельный винт, динамит, безопасные спички, примус, разводной гаечный ключ, шарикоподшипник, не говоря уже о шведской стенке.

Неужели в шведах есть особый ген инноваций?
Нам кажется, что скорее дело в системе отношений между людьми, в том, что называется скандинавским стилем управления. Несомненно, авторитарные режимы оставляют после себя гораздо больше свидетельств величия - пирамиды, храмовые комплексы, гигантские дворцы и потрясающие художественные коллекции. Но пока великие страны вершат великие дела, шведы зарабатывают деньги на своих изобретениях. И вот появляются сухое молоко, лидокаин, кардиостимулятор, трёхточечный ремень безопасности, Bluetooth, Skype и Spotify.

Особая система управления в Швеции построена на взаимоуважении и поддержке. Принцип «я - начальник, ты - дурак» не работал там даже во времена абсолютной монархии: генералы позволяли себе спорить с Карлом XII, отстаивая своё мнение, а парламент брал на себя решение большинства оперативных вопросов.
Шведы изначально предполагают, что чем больше сотрудник вовлечён в происходящее, чем больше он осведомлён о ситуации, тем выше его лояльность компании. Но это только первая часть системы управления. Вторая и ключевая часть заключается в том, что сотрудник должен участвовать в принятии решения. Без достижения согласия со всеми сторонами переговоров решение принято не будет. Достижение консенсуса обязательно.

Эффективная работа обеих частей обеспечивается соблюдением трёх культурных аксиом.

«Каждый имеет право сохранить своё лицо». Шведы редко бывают прямолинейными в высказывании негативной обратной связи. Благодаря этому создаётся творческая атмосфера, поощряющая эксперименты и терпимо относящаяся к неудачам.

«Право на сохранение собственной индивидуальности». Да, швед не позволит себе покрасить сарай в любимый цвет, а выберет красный, потому что так принято. Но это будет данью уважения к соседям и ценностям общества, а не проявлением забитости. Каждый швед знает с детства, что полной самореализации и внутреннего самосовершенствования можно достичь только среди и с помощью других людей. А общество всегда такие попытки развития поддержит.

«Право общаться только по делу». Шведы в высшей степени ориентированы на семью и не привыкли задерживаться на работе. Для них это два разных мира, поэтому разговоры на деловые темы в свободное время воспринимаются как дурной тон. Они неформальны, но прагматичны. Свой вопрос швед задаст сразу, не пытаясь сначала обсудить погоду или вчерашний матч. На работе дело прежде всего.
При этом швед действительно отдаётся работе: всё выполняется чётко в оговоренные сроки и в согласованных объёмах. Свои рабочие роли они доводят буквально до совершенства.

Вcе эти элементы влияют на cтруктуру шведских организаций. Скандинавские компании положили начало определенным тенденциям. В конце 1980-х «Электролюкс» стала одной из первых действительно транснациональных компаний, где иностранным дочерним предприятиям были доверены глобальные стратегические роли. IKEA была пионером в области внедрения децентрализации. Ещё существует ABB с её намеренно нечеткой, если не сказать запутанной матричной структурой.

Впечатляющий элемент скандинавского управления - его интернациональный вектор. Шведским компаниям приходится протягивать руки навстречу миру, потому что вряд ли мир устремится к Северному полюсу, чтобы обнять их. Небольшие размеры внутренних рынков дают сильный стимул для интернационализации.
Ян Лапидот, известный шведский издатель, первым обративший внимание на изобретателей бизнеса в стиле фанк Й. Риддерстрале и К. Нордстрёма, так охарактеризовал шведский подход: «У нас нет ощущения принадлежности к какой-либо конкретной стране, а это означает, что мы можем подхватывать любые идеи, неважно, откуда они пришли.

Скандинавский урок очень прост: «Беги из дома. Беги с внутреннего рынка. Пусть твои мозги бросят вызов лучшим умам мира, и открывай своё сознание, как открываешь свои рынки».

Материал предоставлен Стокгольмской школой экономики в России


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования