Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


13.10.2014 / Елена Березина
Источник: Российская газета, 13 октября 2014 г.

Что у вас в кейсе?

Еще несколько лет денег и желания было недостаточно, чтобы учиться в бизнес-школе. Учебные заведения очень трепетно относились к составу групп, а слушателей отсматривали достаточно жестко. Казалось бы, сегодня, когда денег у компаний и бизнесменов стало намного меньше, а во многих учебных заведениях недобор, к студентам должны относиться лояльнее. Однако это не так. Даже при плохой конъюнктуре рынка бизнес-образования школы держат лицо.

- Несмотря на постоянно меняющиеся условия в стране и в мире, мы не можем позволить себе снизить уровень участников программ. Качество группы - залог успеха. Важно, чтобы люди говорили на одном языке, решали проблемы, задачи, кейсы, исходя из своего опыта и знаний, которые соответствовали бы общему высокому уровню остальных участников. Многие кандидаты спрашивают, с кем они будут учиться, для них важен уровень других участников, - рассказала "РГ" Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России.

Жесткий отбор слушателей - это принципиальная позиция школ, поясняет Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА, проректор школы "Мирбис":

- Мы не замечаем снижения требовательности у бизнес-школ при наборе на MBA. Очевидный тренд - учиться приходят более молодые менеджеры. Однако во многих случаях их бизнес-опыт впечатляет (многие начинают еще на студенческой скамье). Отбор на программу ЕМВА у ведущих бизнес-школ сегодня является даже более жестким, чем раньше, так как сами программы становятся сложнее и разнообразнее и требования к поступающему выше. В основе обучения на программах верхнего уровня (MBA, EMBA) лежит профессиональный и управленческий опыт кандидата, его опыт решения задач в бизнесе. Поэтому учить на МВА можно только тех, кто таким опытом обладает.
Как минимум, кандидат на программу может быть линейным специалистом (таких, обычно, не более 15-20% в группе MBA), но опыт практической работы в бизнесе должен составлять не менее двух лет (в ведущих школах - не менее 3-5 лет). В противном случае толка от обучения не будет, ведь слушатель получает не только теоретические знания, а в практических вопросах (кейс-стади, проекты, обсуждения, деловые игры и т. д.) ему будет не на что опереться. Поэтому школы бизнеса просто не могут себе позволить брать всех подряд.

К примеру, система поступления на программу Executive MBA в Стокгольмской школе экономики очень серьезная: нужно заполнить подробную анкету, написать несколько эссе, пройти интервью и тестирование. Кроме этого, есть формальные требования - 5 лет руководящей работы, диплом о высшем образовании.

Система отбора на программу MBA включает несколько этапов. Например, в "Сколково" сначала нужно подать аппликационную форму - и именно на этом этапе отсеивается 80% кандидатов. Второй этап - это различные экзамены, в том числе на знание английского языка.

- Как правило, эту стадию проходят около 70% кандидатов и попадают на собеседования к нашим партнерам-учредителям. Для них важны следующие критерии: мотивация кандидата - почему ему важно действительно получить MBA, а не просто влиться в круг выпускников бизнес-школы и заниматься нетворкингом. Также они смотрят на такие критерии, как лидерские качества кандидата, его амбиции, его потенциал и способность мыслить масштабно. Бывает так, что на собеседованиях с партнерами-учредителями отказы получают и очень перспективные студенты, - рассказала "РГ" Валерия Павлюковская, директор программ MBA и Executive MBA бизнес-школы "Сколково".

Само собеседование проходит по-разному. Обсуждаются цели кандидата, его навыки работы в команде, успешные кейсы из его практики, сложности и неудачи. Бизнес-школам важно, чтобы человек проявил свою индивидуальность, качества лидера, показал умение сотрудничать, нестандартно мыслить, готовность развиваться.

- Если человек уже на собеседовании говорит, что он все знает и умеет, и ему нужен только диплом, мы вряд ли пригласим его присоединиться к группе, - отмечает Анна Измайлова. - У нас был случай, когда очень успешный бизнесмен проходил по всем формальным требованиям и блестяще написал все тесты, но на интервью сказал, что он все знает, учиться ему не нужно, он просто хочет купить диплом. Нам это не подходит. Все участники группы становятся ко-инвесторами: они инвестируют свои усилия, деньги и время, которое могли бы провести с семьей. Они учатся и вкладывают столько же сил, сколько и школа, чтобы их научить.

Понять, подходит ли кандидат, помогает собеседование, анализ решенного кейса и эссе. Но чтобы узнать вкус плода, его нужно попробовать. Так и здесь, первый семестр покажет, не ошиблись ли менеджер и бизнес-школа, считает Юрий Тазов.

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования