Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.12.2008 / Елена Рачева
Источник: Ведомости, № 45 (132), 5.12.2008

Диплом на черный день

Растет число студентов на курсах дополнительного профессионального образования, а бизнес-школы продлевают осенний набор: многие стараются повысить квалификацию или даже получить новую специальность

Растет число студентов на курсах дополнительного профессионального образования, а бизнес-школы продлевают осенний набор: многие стараются повысить квалификацию или даже получить новую специальность

"Я давно понимал, что без дополнительного образования не обойтись, – говорит Максим Крячко, начальник управления IT "Буровой компании "Евразия", этой осенью поступивший на программу МВА Kingston-АНХ. – Но все как-то не мог собраться: времени нет да и дорого. А теперь акции падают, что будет с валютами – непонятно. Куда еще вкладывать деньги, если не в себя?"

Школа, куда поступил Максим, продлила набор на курсы Executive MBA до конца октября (обычно они заканчиваются в сентябре). Как вспоминает Ашот Сеферян, руководитель программы Executive МBА Института бизнеса и делового администрирования, осенью 1998 года, после дефолта, набор в большинство учебных заведений был высоким: образование казалось самым правильным способом вложить оставшиеся деньги. "В период экономического спада интерес к бизнес-образованию растет, – соглашается Андрей Волков, ректор Московской школы управления СКОЛКОВО. – Это показывает статистика за последние пятьдесят лет в Соединенных Штатах".

В СКОЛКОВО роста числа заявок на обучение ждут во время зимнего набора. "В корпоративном секторе освобождается масса народа, – говорит Андрей Волков. – Все эти люди воспользуются создавшейся паузой, чтобы "вкладывать" в себя. Раньше, скажем, они вели восемь проектов и работали по четырнадцать часов в сутки. А сейчас проект один и в офисе они находятся восемь часов. Высвобождается время на вечерние занятия".

Маркетолог Валентина Фролкова только что окончила короткие курсы по брендингу – на случай, если придется менять специализацию, а потом решила получить МВА. "В моей компании уже начались сокращения, – объясняет Валентина. – Я давно хотела получить МВА ради знаний и карьерного роста, а теперь это необходимо, чтобы застраховать себя от увольнения и выделиться на рынке труда". На эффект от будущего диплома Валентина рассчитывает уже сейчас: едва ли работодатель решится уволить такого перспективного сотрудника.

"Важно не только то, что получает твоя голова, но и что получает твое резюме", – считает Игорь Сидельников, старший менеджер по продажам рекламного агентства "Идеалайф". На курс Mini МВА он пошел с началом кризиса: "В нашем агентстве уже уволили несколько человек. Посмотрев на меня, наш коммерческий директор тоже подумывает об МВА".

Максим Семенов, заместитель директора центра профессиональной подготовки "Стек", предполагает, что особенно популярными станут школы, которые будут давать престижный, лучше международный, аттестат и помогать в трудоустройстве.

При этом каких-то особых предпочтений в выборе специализации выделить нельзя. В Moscow Business School самыми популярными стали среднесрочные программы. Например, концентрированный курс "Mini-MBA лидер" стал более востребован, чем классический двухлетний: число заявок выросло на 24% по сравнению с сентябрем.

Кроме того, на 13% выросло количество людей, посещающих программы по оптимизации работы персонала, на 39% – по управлению проектами. "Кризис дает дополнительные возможности, – считает Ашот Сеферян, – изменить себя, взяться за новое дело. Поэтому можно ждать интереса к сферам деятельности, не связанным с предыдущим занятием человека". В Moscow Business School менее популярны стали только курсы, посвященные тому, как открыть свой бизнес. Впрочем, не навсегда: те, кто собирался пойти на них в декабре, переносят начало занятий на март или апрель.

С начала октября в Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, дающий выпускникам международные сертификаты, поступает на 15-20% больше звонков и заявок, чем год назад. По словам менеджера института Константина Шустова, почти все обращающиеся боятся увольнения и хотят повысить свою квалификацию. Однако число тех, кто действительно идет получать сертификат, уменьшается: обучение стоит недешево и многие бухгалтеры признаются, что хотели бы, но сейчас не могут его себе позволить.

Количество заявок на корпоративные тренинги не снижается, но число их уча­стников уменьшилось на 30-40%. "Компании более придирчиво выбирают, кого обучать, – говорит Екатерина Ядова, руководитель управления исследований и планирования Moscow Business School. – К тому же некоторые из тех, кто раньше выбирал очные семинары, теперь покупают видеокурсы, чтобы использовать их не один раз". Заместитель генерального директора Ассоциации дополнительного профессионального образования Юлия Фенева рассказала, что если раньше компании приглашали преподавателей курсов в офис в рабочие часы, то теперь они предлагают своим сотрудникам самим ездить в учебные центры вечерами и в выходные: это и дешевле, и делу не мешает.

Новое дело

"Несколько дней подряд нам звонила девушка, которая спрашивала сначала про курсы логистики, потом – кадрового дела, потом – про компьютерные курсы, – рассказывает менеджер учебного центра при Международной финансовой академии Екатерина Трефилова. – С октября к нам все чаще обращаются люди, которые хотят получить новую профессию, хотя и не знают, какую".

Смена специализации или профессии вообще – эта тенденция, вызванная финансовым спадом и угрозой безработицы, считает Екатерина Ядова, станет массовой через полгода, когда люди отчаятся найти работу по специальности. Но уже сейчас растет число учеников на курсах, предлагающих получить профессиональную квалификацию за короткий срок.

"Кризис показал, насколько невыгодна узкая специализация, – говорит Анна Мухина, психолог, руководитель направления карьерного консультирования компании "Гуманитарные технологии". – Те, кто был уволен, к примеру, из кредитного отдела банка, понимают, что их шанс найти аналогичную работу невелик, и вынуждены думать, так ли им нравится их специальность, чтобы за нее держаться. Скорее всего, большинство из них пойдут получать новую".

В учебном центре "Московский дом ресторатора" на 10-15% увеличилось количество заявок на все курсы: от поваров до менеджеров ресторанного бизнеса. Учеников на курсах по подготовке сотрудников ресторанов и гостиниц Hotres больше не стало, но у них изменилась мотивация. "Если раньше к нам приходили из интереса, теперь жизнь заставляет, – говорит менеджер Hotres Евгений Сидоров. – Раньше на вакансию администратора или секретаря претендовали пять человек, сейчас – двести. Что же касается поваров и барменов, то они будут востребованы всегда". "Нас впервые стали спрашивать, можно ли купить сертификат бармена, повара или официанта, – удивляется Юлия Бушуева, директор по образовательным процессам "Московского дома ресторатора". – Владельцы ресторанов заинтересованы в том, чтобы повышать качество обслуживания, и предъявляют больше требований к персоналу. В результате в нашей отрасли тоже стал нужен диплом".

Екатерина Буренкова, бывшая выпуск­ница Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, учится в Ассоциации дополнительного профессионального образования ландшафтному дизайну. "Я по специальности совсем не работала, – объясняет Екатерина. – После окончания вуза занималась маркетингом, потом работала в области снабжения электрооборудованием. Из ТД "Электроаппарат" меня всего две недели как сократили, вот я и решила вернуть себе прежнюю квалификацию. Появился шанс реализовать свои желания". Екатерина надеется, что при известном упорстве сможет найти себе применение: "Начну весной с сезонных работ: буду выезжать на стрижку кустов, может быть, кто-то доверит сделать несложную альпийскую горку. А потом, возможно, найду себе что-то постоянное".

По наблюдениям Ирины Вит, директора Академии профессионального дизайна, повышенным спросом пользуется обучение компьютерному дизайну. "Все, что касается веб-дизайна, работы в верстальных или в чертежных программах, таких как AutoCAD, ArchiCad, 3D Studio Maх, стало в последние два месяца очень актуально".

Приток людей отмечают и в Центре подготовки и развития массажистов. "Первый вопрос наших клиентов: помогаем ли мы в трудоустройстве, – говорит Мария Воскобоева, заместитель директора центра. – 30% учеников теперь – люди от 45 лет, которых уволили с прежней работы. Найти новую они не надеются. А массажист – профессия, которую можно получить за три месяца и для которой не важен возраст".

Веру Ивкину уволили из компании "Полимер Трэйдинг". "Банальная история, – говорит Вера. – Я, конечно, понимаю, что не пропаду, но лучше, если в запасе будет другая профессия. Экономить на здоровье люди не будут, поэтому массаж останется прибыльным делом. А если не удастся им зарабатывать, хотя бы смогу делать массаж своим детям".

Время для себя

Далеко не все, кто идет учиться, точно знают, как смогут использовать полученные знания. "На большинство людей безработица и безделье действуют угнетающе, – считает Анна Мухина из "Гуманитарных технологий", – а учеба – хороший способ занять себя". Но дело, конечно, и в новых перспективах: по словам Юлии Феневой, среди учеников Ассоциации дополнительного профессионального образования около 30% идут заниматься ради самосовершенствования, которое могло бы в случае увольнения приносить доход.

Специалист по PR Александра Дмитриева после сокращения поступила на курс художественной фотографии во ВГИКе, начала изучать историю искусств и записалась в автошколу. "Раньше все это я просто не успевала, – говорит Александра. – А теперь я веду два проекта, которые мне интересны, хотя и не приносят денег, и пытаюсь найти оплачиваемую работу фотографа, чтобы полностью поменять жизнь".

"Слишком много людей занимаются совсем не тем, чем хотели бы, – говорит Анна Мухина. – Кого-то держит привычка, кого-то – социальный стереотип успешности, мнение родных или ипотечный кредит. В результате человек мирится с чувством неудовлетворенности, но ничего не меняет. Стоит задуматься: не стал ли кризис счастливым пинком судьбы?"

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования