Элитный клуб МВА: не пора ли ввести фейс-контроль? [MBA.SU, 12.10.2016]


Несмотря на многолетние усилия нашей пишущей братии представить степень МВА как еще один пустой диплом, она остается притягательной для большинства менеджеров, стремящихся повысить свою эффективность в бизнесе.

До последнего времени считалось самоочевидным, что для поступления в бизнес-школу на эту топовую программу, надо уже состояться в качестве менеджера или предпринимателя, иметь опыт принятия решений, опыт успехов и неудач. Поэтому в предыдущие годы в элитный клуб выпускников МВА бизнес-школ страны вступали именно такие люди - опытные, закаленные в жестоких битвах бизнеса бойцы.

В кризис желающих получить МВА стало больше. Только теперь значительную часть кандидатов больше интересует не столько их менеджерская эффективность, сколько повышение конкурентоспособности на рынке труда. Среди них оказываются люди с минимальным опытом и вовсе без такового. И если поступить в одну из известных бизнес-школ им категорически не светит (да и денег таких у них нет), то это не означает, что через год они не будут с гордостью размахивать «дипломом МВА».

В этом им с удовольствием помогут псевдо-бизнес-школы, созданные исключительно как машинки для зарабатывания денег. Они агрессивны и внаглую пишут в своих рекламах откровенную ложь. Руки у них развязаны (большое спасибо закону об образовании, отменившему госаккредитацию программ МВА!), они уже наводнили рынок дешевыми дистанционными подделками под МВА и довольно успешно торгуют «очень престижными» дипломами.

Выпускники таких «программ МВА», конечно, по своему качеству отличаются от выпускников настоящих бизнес-школ с именем и опытом, которые до сих пор составляли костяк элитного российского клуба МВА. И привносят они в этот клуб практикующих менеджеров зачастую не опыт и знания, а плохую подготовку и необоснованные амбиции, что дает основания все большему числу работодателей с недоверием относиться к выпускникам МВА в целом.

Да, цены на МВА в авторитетных российских бизнес-школах немаленькие. Но они, как и в западных бизнес-школах выполняют роль «планки отсечения» кандидатов, не достигших необходимого уровня. Обоснованно считается, что если менеджер не может заплатить за свое обучение на МВА 500-700 тысяч за полтора года, значит, он не готов сидеть за партой в бизнес-школе. Понятно, что такая сегрегация обижает амбициозных выпускников вузов, которые закончив бакалавриат, уже знают «все о бизнесе», но что поделаешь, до МВА надо дорасти.

Тем же, кто решает во что бы то ни стало получить диплом МВА побыстрее и подешевле в одной из шарашек, заполонивших интернет своими агитками, придется столкнуться с суровой правдой жизни - в некоторых компаниях таких кандидатов уже встречают объявлениями «Выпускникам ХХХ не обращаться».

Таким образом, пока единственный оставшийся регулятор бизнес-образования РАБО-НАСДОБР никак не реагирует на порчу рынка программ МВА, бизнес сам начинает вводить фейс-контроль.


mba.su


12.10.2016 Cергей Кравцов

 

 

 
MBA в Москве и России © 2004-2017, МБА в Москве и России
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на MBA.SU обязательна. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.