Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


24.06.2020 / Всеволод Крылов, руководитель отдела корпоративных программ СШЭ
Источник: MBA.SU

Executive МВА. Где? И надо ли?


Всеволод Крылов, руководитель отдела корпоративных программ и отдела маркетинга Стокгольмской школы экономики в России


Разгар лета, но похоже, что в этом году лето будет жарким во всех смыслах. И бизнес-школы тоже вместо каникул готовятся к осени. Идёт активная реклама и призывы выбрать «лучшую программу» или «лучшую школу». Нам всем хочется лучшего. Поэтому вопрос «Какая бизнес-школа лучше?» вполне обоснован. Но главный секрет в том, что в итоге решение за поступающим, который отбирает важные для себя параметры «лучшести».

Советов на тему «Как выбрать школу?» в интернете множество. Рискну добавить свои мысли по этому поводу, разобрав параметры, которые нам предлагают в качестве определяющих, и их реальную ценность для принятия решения. Лично мне повезло. Свой выбор бизнес-школы я сделал абсолютно случайно в далёком 1997 году, когда выбор был не то что невелик, а практически отсутствовал вообще. С тех пор многое изменилось. Так что же?

Сейчас модно сравнивать образование с инвестициями. Это чисто американский подход, где money talks. В европейской же системе координат образование - это естественный путь развития личности, где каждый сам определяет для себя свой следующий уровень. «Человек должен чувствовать себя комфортно в том, что он делает». В этой концепции учиться надо тогда, когда в этом начинаешь испытывать внутреннюю потребность. В общем-то, поэтому просто сравнивать учебные заведения изначально сложно. Хотя и возможно, например, по формальным признакам.

Вот здесь, прежде, чем мы перейдём к разбору параметров бизнес-школ, приостановимся и спросим себя: «А оно мне действительно надо?» Или более конкретно: «Я могу признаться себе, что чего-то не понимаю и хочу научиться этому?»

Это вопрос вашего дальнейшего комфорта. И если ответ «да», то уточним два момента:

Первое, вам не хватает чего-то не только в профессиональном плане, но и в личностном тоже?

СОВЕТ 1. Не надо мучать себя двухгодичной программой ЕМВА, если вам нужно разобраться в маркетинге, финансах или какой-то иной области. Выберите специализированные курсы и станьте профессионалом за гораздо более короткий срок.

Очень важно правильно диагностировать в себе «зуд развития». Вполне вероятно, что вам в данный момент скорее подойдут специализированные профессиональные курсы, чтобы дополнить ваши существующие компетенции. Не исключено, что помочь сможет разговор с ментором, чтобы показать имеющийся потенциал. Многоступенчатый и сложный процесс отбора в бизнес-школу создаётся, как правило, для того, чтобы помочь поступающему чётко осознать свою мотивацию. Без серьёзной внутренней мотивации два года занятий превращаются в непреодолимое препятствие.

Второе, готовы ли вы потратить на учёбу время (прежде всего) и деньги (тоже важно)?

СОВЕТ 2. Если вы перегружены текущими проектами, то лучше отложить принятие решения на год. Если и после этого ощущение, что вам надо учиться, осталось, то чётко определите для себя, как вы будете выкраивать время для учёбы.

Теперь, если на все три вопроса вы себе ответила «да», решим для себя, какая бизнес-культура вам близка. Если вы привыкли к определённому стилю коммуникаций в компании (а американские, европейские и российские компании сильно отличаются по стилям менеджмента), то и школу лучше подбирать с прицелом на то, что она поможет вам ещё глубже проникнуться духом этой культуры, погрузит вас в общение с соответствующими людьми. Культура бизнес-школы проявляется в совокупности признаков: это её история, корни, состав постоянных преподавателей, принципы формирования курсов, состав учащихся. Преподаватель из Америки - это ещё не американская культура.

С этой точки зрения бизнес-школы можно разделить на:
- заграничные (американские и европейские), не представленные в России,
- российские с российскими преподавателями,
- российские, работающие совместно и иностранными бизнес-школами,
- российские, приглашающие иностранных преподавателей,
- иностранные, работающие в России автономно.

У каждого типа школ есть свой определённый набор культурных преимуществ. Здесь можно только сказать, что наличие иностранных преподавателей представляет собой определённое преимущество. Не потому, что они лучше. А потому, что они представляют иной способ мышления и подхода к решению проблем. А мы же идём в школу, чтобы учиться новому?

СОВЕТ 3. Отсекайте школы, где у вас не заладилось общение или возникло чувство дискомфорта. Можно поменять привычки и развить в себе новые навыки, но сломать свой культурный код практически невозможно.

Теперь поговорим о формальных признаках бизнес-школ. Один из них - рейтинги образовательных учреждений. Я бы посоветовал относиться к ним спокойно - ведь покупая шампанское, мы не считаем количество медалей, полученных производителем на разного рода выставках. В общем-то главный рейтинг любой бизнес-школы - количество новых участников программ, пришедших по рекомендациям выпускников*. При этом проверять этот рейтинг нужно не через письменные отзывы на сайтах.

Попробуйте определить школу, читая лишь отзыв о ней и не глядя на регалии выпускника. Если у человека не находится живых слов для описания своих впечатлений, то можно предположить, что текст писался формально. Нет, способ проверки очень прост: посмотрите на сайте и в социальных сетях, участвуют ли выпускники в жизни школы? Приходят ли они в качестве гест-спикеров? Публикуя заметки, упоминают ли они свою школу? Если да, то школа их чем-то зацепила, увлекла, сумела создать чувство сопричастности, а значит, есть вероятность, что она так же будет относиться и к вам.

СОВЕТ 4. Узнайте, насколько выпускники связаны со школой, участвуют ли они в работе школы? Попросите предоставить возможность поговорить с выпускниками. Вам отказали под предлогом защиты персональных данных или под иным предлогом? Это повод задуматься.

Второй признак, упоминаемый бизнес-школами, - качество выпускников. Приобретение связей в ходе программы - самый очевидный плюс обучения в бизнес-школе. Однако большинство выпускников после получения диплома говорят не о связях, а о новых друзьях и партнёрах, приобретённых в школе. Это с одной стороны. А с другой, приходит понимание, что человек, который растёт вместе с тобой, гораздо лучше понимает тебя. Тут, практически, как в известной поговорке: «Чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта». Теоретическая возможность позвонить высокопоставленному выпускнику уходит на второй план по сравнению с возможностью получить конкретный и немедленный совет от тех, с кем ты выстроил доверительные отношения во время учёбы. Поэтому для вас важнее не те, кто учился (стали ли школы, которые окончили, например, Гагарин или Калашников, элитными только из-за того, что эти люди там учились?), а те, кто будут с вами в одной группе.

СОВЕТ 5. Не стесняйтесь регулярно спрашивать о составе группы. Это ваши будущие одногруппники на два года. Вам должны быть интересны их отрасли и должности, при этом чем разнообразнее состав, тем больше нового вы узнаете во время программы. В группе 10 представителей одной компании? Гм, они точно сами выбирали школу? Треть группы из одной отрасли? А они не начнут доминировать со своим видением?

Третий формальный признак - состав преподавателей. Часть школ гордится тем, что имеет возможность приглашать преподавателей звёздного уровня. Если смотреть правде в глаза, то большинство «звёзд» - это люди, нашедшие свою золотую жилу и активно эксплуатирующие её. У них нет времени заниматься исследованиями глубже, поэтому они раз за разом, из года в год повторяют с небольшими нюансами основы своих теорий. Не буду называть имена, но каждый из вас может сходу назвать пару таких раскрученных лекторов. Вы идёте в школу в поисках нового и с целью трансформации своей личности. Звёздный лектор может вас впечатлить, но стойкая модель нового поведения может сформироваться только при помощи преподавателей-тружеников, преподавателей-практиков. Именно они дают серьёзную основу и импульс для дальнейшего роста.

СОВЕТ 6. Узнайте, какие преподаватели преподают уже несколько лет. Если их оставили, значит, их высоко оценили предыдущие группы. Кто будет новым в вашей группе и почему? Если есть «звёздный лектор», то в чём отличие его курса в данной школе от разработанных им теорий и от написанных им книг?

Последний формальный признак, который я бы хотел упомянуть - собственно программа ЕМВА. К сожалению в России нет официальных критериев, которым такая программа должна отвечать. Все бизнес-школы включают в неё основные предметы, которые требуются управленцу: стратегия, финансы, маркетинг, управление процессами и персоналом и т.д. При этом количество часов по предметам может широко варьироваться. Можно в качестве некой гарантии качества рассматривать наличие международных аккредитаций. Считается, что лучшие бизнес-школы должны обладать «тройной короной» аккредитаций (Triple Crown) - AACSB, AMBA, EQUIS. Но в России таких школ нет. Поэтому вполне можно оценивать школу по наличию хотя бы одной из вышеуказанных аккредитаций.

Мне же представляется, что в первую очередь нужно смотреть на содержание программы. Если набор базовых предметов примерно одинаков, то внимание стоит обратить на дополнительные курсы и блоки. Наличие в программе «избыточных» тем скорее плюс, чем минус, так как мы идём в школу учиться новому. Кроме того, ваши карьеры непредсказуемы. И гораздо лучше в переломный момент вспомнить казалось бы бесполезное и потому забытое, чем искать ответы в разных источниках.

СОВЕТ 7. Ищите в программе «вишенки» - дополнительные курсы и блоки, которые помогут вам развиться интеллектуально. Стандартный набор тем скорее будет свидетельствовать о формальном подходе школы к формированию программы.

Если со вторым вопросом заголовка мы разобрались в самом начале, то сейчас настало время дать ответ и на первый вопрос. Выбирайте не лучшую бизнес-школу, а школу, где вы получите то, что нужно вам. Где вам было комфортно при встрече. Выбирайте школу, которая по вашим ощущениям лучше понимает вас и слышит вас.
Выбирайте максимально открытую школу, где вы получите ответы на все вопросы. В том числе и на упомянутые в моих советах.


От редактора:

* По нашему мнению, этот параметр не проверяем. Еще на тему рекомендаций»

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования