■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
■ ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
■ ОБЗОР ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ ВЫПУСКНИКОВ ЕМВА SIBE РАНХиГС
Фактор «элитности» в рэнкингах: как его посчитать?
Тема рэнкингов и рейтингов всегда волновала умы. Мы привыкли ранжировать всё, поскольку хотим пользоваться всем лучшим: банковским обслуживанием, автомобилями, материалами, продуктами. Образовательные услуги тоже не исключение.
Forbes много лет делает рейтинг лучших вузов России, в котором важное место занимает «фактор Forbes» - показатель, учитывающий «элитность» учебного заведения и долю предпринимателей в общем количестве выпускников. «Элитность» учебного заведения в этой идеологии - это показатель качества обучения: чем лучше подготовка, тем успешнее выпускник.
Если с взаимосвязью «элитности» высшего учебного заведения и долей предпринимателей среди его выпускников всё более-менее ясно (см. здесь), то с определением самой «элитности» сложнее. Очевидно, отнесение учебного заведения к элитному зависит от того или иного «списка», который используют организаторы рэнкинга. При этом, конечно, не учитывается временной лаг: выпускник того или иного вуза может войти в число ведущих предпринимателей, стать членом совета директоров или руководителем ведущих компаний спустя много лет после окончания этого вуза. А, как известно, качество обучения меняется во времени, поскольку зависит от преподавательского капитала ВУЗа и массы других причин.
Казалось бы, ситуация с «элитностью» в бизнес-образовании проще, поскольку в бизнес-школы учиться приходят зрелые люди, уже добившиеся успеха в бизнесе или в карьере, и их высокие позиции очевидны. Однако тут возникает сложность с отнесением компаний, в которых работают эти выпускники к «элитным». Позиция заместителя директора макаронной фабрики или владельца сети закусочных из условного Урюпинска, это уже элита или нет?
Могут возразить - все проще: берется какой-нибудь топ-500 или топ-1000 ведущих компаний и если выпускник занимает там руководящую должность, то ОК. Проблема в том, что до недавнего времени руководящие места в крупных компаниях из топ-списков преимущественно занимали выпускники зарубежных бизнес-школ; их резюме постоянно публиковали деловые СМИ. Да и сами руководители отечественных бизнес-школ в своих интервью не раз признавались, что их основной контингент - средний менеджмент компаний.
Очень заманчиво использовать «фактор Forbes» в различных образовательных рэнкингах, это придает им солидности, а их участникам добавляет имиджа и новых студентов. Но понятным для публики образом определить «элитность» учебного заведения, боюсь, вряд ли возможно.