Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


06.02.2013 / Юлия Фуколова
Источник: Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", №1-2

Голова профессора

В аудитории Высшей школы менеджмента (ВШМ) НИУ ВШЭ сидят шесть человек. Время от времени дверь открывается, и входят новые люди - прийти вовремя им помешали снегопад и пробки. Преподаватель Николай Соустин, одетый в джинсы и свитер, рассказывает слушателям MBA о разных каналах продаж. "Дистрибутор не может продать ваш товар,- объясняет Соустин.- Он может лишь расставить его на полках выбранных точек".

Вести занятия в ВШЭ Николай начал сравнительно недавно. Он получил степень MBA в ВШМ, занимался сбытом строительных материалов, а после продажи бизнеса открыл консалтинговую компанию "Маркеторика". Но, как признается Николай, его "безумно тянуло преподавать". К тому же по образованию он педагог - окончил Московский педагогический государственный университет. Периодически он преподавал собственным сотрудникам, читал лекции в бизнес-школах и корпоративных университетах. В 2010 году предложил свои услуги ВШМ. На первых порах Соустин подготовил 12-часовой курс "Практический маркетинг", ему помогал советами профессор Игорь Липсиц. Сначала Николай вел занятия для тех, кто получает второе высшее образование. Позже он расширил курс до 28 часов и стал работать на программе MBA, а также вести занятия по брэндингу. Наконец, в конце прошлого года Соустин стал директором нового направления - программы MBA "Маркетинг и продажи".

"Преподавание держит меня в тонусе,- говорит Николай.- Как только я вижу интересный материал или рекламу, в голове сразу вырисовывается кейс, как это можно использовать в своей программе".

Впрочем, далеко не всем бизнес-школам так везет с преподавателями.

Сети и сито


"Нам нужны не только преподаватели-гуру, но и "кенгуру". В том смысле, что "кенгуру" прыгают из одного места в другое: занимаются исследованиями, потом ведут занятия, затем работают в бизнесе",- говорил в интервью СФ ректор испанской бизнес-школы Instituto de Empresa Сантьяго Иньигес (см. СФ N25/2008). К сожалению, профессионалов, обладающих такими достоинствами, находить нелегко, а в России особенно. "Привлечение нового преподавателя - это редкое событие",- считает декан ВШМ НИУ ВШЭ Сергей Филонович. По отдельным направлениям (операционный менеджмент, управление производством и др.) в России вообще мало специалистов. В некоторых учебных заведениях, например в Высшей школе менеджмента (ВШМ) СПбГУ, новые штатные преподаватели должны вести занятия на английском языке (большинство старых кадров языком владеют).

В итоге каждая школа выкручивается как может. ВШМ СПбГУ использует несколько каналов поиска. Если нужен молодой преподаватель со степенью PhD, полученной за рубежом, логичнее всего искать людей на job markets, проводимых в рамках международных конференций. Например, для маркетологов это конгресс, который ежегодно проводит American Marketing Association. "За последние несколько лет таким способом мы привлекли четыре-пять человек. Это довольно много, так как у нас всего 64 штатных преподавателя",- рассказывает директор программ MBA ВШМ СПбГУ Игорь Баранов.

Для найма специалистов с солидным академическим опытом есть еще один канал - профессиональные сети преподавателей и исследователей, например, Social Science Research Network. Они рассылают подписчикам информацию о содержании научных журналов и объявления о вакансиях. Люди, заинтересованные в новой работе, следят за рассылками. Через подобные сети ВШМ СПбГУ нашла трех человек - так, первым руководителем Центра международной логистики и управления цепями поставок стал профессор из американского университета.

С практиками немного проще. У ВШМ СПбГУ есть корпоративные партнеры, и специалисты из этих компаний охотно преподают в бизнес-школе. Скажем, курс "Управление персоналом" на программе Double Degree EMBA читает вице-президент международной промышленной корпорации. Проводить разовые мастер-классы приходят специалисты из партнерских же компаний. Либо штатные преподаватели сами занимаются подбором гостевых лекторов. В прошлом году, например, в ВШМ СПбГУ выступили более 70 гостей.

В МИРБИС тоже нет особых проблем с практиками. По словам вице-ректора, декана школы бизнеса Екатерины Лисицыной, люди обращаются сами или приходят по рекомендациям руководителей направлений. В основном из бизнеса, консалтинговых компаний, а также из других бизнес-школ. Однако не каждый специалист готов к работе в аудитории - сначала нужно оценить его навыки.

В МИРБИС есть четкая процедура работы с кандидатами. Сначала заочно изучают его резюме: какой предмет он хочет вести, опыт преподавания, цель прихода в бизнес-школу. Если у человека есть наработки курса, рабочие материалы, его приглашают на собеседование, или, как его называют в МИРБИС, на экспертный совет. На первом совете важно составить впечатление о человеке, "почувствовать харизму", объясняет Екатерина Лисицына. На встрече присутствуют руководитель школы бизнеса, руководитель направления, психологи. Когда они удовлетворены беседой, кандидат готовит учебно-методические материалы по стандартам школы, описывает задания, кейсы, активные формы обучения. Также он выступает с кратким анонсом курса или занятия.

Если и второй экспертный совет закончился в пользу кандидата, решают, где он будет вести занятия. "Если преподаватель - практик, плюс имеет опыт проведения занятий, можно сразу допускать на MBA. Если остались сомнения - магистратура или бакалавриат",- рассказывает Лисицына. Обычно в МИРБИС каждую неделю проходят один-два экспертных совета.

Обучение обучающих


"Обучаясь на MBA, я не только слушал профессоров, но и присматривался к тому, как они работают,- рассказывает Николай Соустин.- Например, если интерес аудитории затухал, один из преподавателей мог включить видео, и группа просыпалась. Другой задавал острые вопросы, которые просто взрывали мозг".

Преподаватели-новички не всегда обладают подобными навыками работы с аудиторией, иногда им требуется помощь со стороны бизнес-школы. Скажем, когда человек не может четко излагать мысли на бумаге, то гарантированно у него будут проблемы в аудитории. "Базовое умение структурировать информацию очень важно, в остальном бизнес-школа готова помогать",- говорит Игорь Баранов. Например, штатный преподаватель ВШМ СПбГУ может рассчитывать на грант - примерно 150 тыс. руб. в год. Этот грант выдается на проведение научных исследований, участие в конференциях. Отдельно поддерживается повышение педагогической квалификации. Например, можно поехать учиться за границу.

В МИРБИС для преподавателей есть отдельная школа. Как рассказывает директор Института развития управленческих и научно-педагогических кадров в образовании МИРБИС Леся Мельниченко, программу утверждают на год по наиболее приоритетным компетенциям, которые необходимы преподавателям. Занятия проходят ежемесячно и, как говорят в бизнес-школе, бесплатно.

Так, для начинающих есть курс "молодого бойца" - преподавателей учат составлять учебный план, готовить рабочую тетрадь, развивать навыки управления групповой динамикой. В прошлом году было несколько семинаров по разработке интерактивных форматов обучения - кейсов, игровых ситуаций, круглых столов. "По итогам семинара мы подготовили шесть кейсов. Например, про слияние BP и "Роснефти"",- рассказывает Мельниченко.

Преподаватель должен не только помогать слушателям в написании итоговой работы, но и давать советы по развитию карьеры. Поэтому весьма кстати будет обучение навыкам коуча. Кроме того, преподавателям рассказывают, как включать в свои курсы вопросы по этике бизнеса, корпоративной социальной ответственности. Наконец, в МИРБИС организуют еще один полезный семинар - "Навыки профессиональной коммуникации преподавателя в международной среде". Слушателей обучают science writing - как готовить научные публикации для международных изданий. Для имиджа бизнес-школы очень важно, чтобы ее профессора печатались в уважаемых западных журналах.

Для работы в бизнес-школе можно получить степень DBA (см. СФ N10/2012). Так, в Высшей школе корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС в этом году появилась специальная программа DBA для преподавателей. ВШКУ планирует набрать 15 человек в основном с академическим опытом. Курс рассчитан на три года и стоит 990 тыс. руб.

Обратная связь


Практически во всех бизнес-школах преподавателей оценивают после каждого прочитанного ими курса. Для этого студентам раздают специальные оценочные листы. "Критериев обычно много, и они зависят от программы,- рассказывает Игорь Баранов.- Слушатели EMBA, например, оценивают, доступно ли преподаватель излагал материал, степень интерактивности обучения и т. д. Потом мы выводим средний балл и обсуждаем результаты на ученом совете. Если оценки низкие, с преподавателем могут не продлить контракт".

"Когда я только начинал преподавать в "Вышке", у меня был рейтинг 4,87 балла из пяти. В прошлом году - 4,98",- говорит Николай Соустин. Впрочем, многому он учился на своих ошибках. "Например, раньше я в тайминг не всегда укладывался, а сейчас все четко. Могу про один слайд рассказывать полчаса, а если надо, то уложусь и за минуту",- продолжает Николай. Однако основной недостаток молодых преподавателей вовсе не тайминг, а методы работы с аудиторией, считают в МИРБИС. Неправильно, когда преподаватель только рассказывает, при этом студенты лишь слушают. Опытный специалист заранее составляет сценарий с четким соотношением лекционной и дискуссионной частей курса.

В большинстве школ работа преподавателя сегодня неплохо оплачивается, хотя бизнес все же приносит намного больший доход. В ведущих учебных заведениях, например, минимальная ставка составляет 5-6 тыс. руб. в час. Штатные преподаватели имеют фиксированный контракт и могут получать 150-200 тыс. руб. в месяц в зависимости от программы и других условий. По данным МИРБИС, средняя ставка преподавателя бизнес-школы - 2-2,5 тыс. руб. в час, курс может длиться 24-40 часов. Что же касается разовых гостевых лекций, то обычно их организуют бесплатно.

Словом, преподавательская работа, особенно в ведущих бизнес-школах, выгодна специалисту. Школа взамен получает знания с "передовой".

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования