Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


28.01.2014 / Мария Подцероб
Источник: Ведомости

Готовы ли западные работодатели нанимать выпускников российских бизнес-школ

В 2013 г. наборы студентов во многих российских бизнес-школах почти не росли, а кое-где даже сокращались. На фоне стагнации рынка эксперты вновь заговорили о неконкурентоспособности российского диплома MBA и о том, что система российского бизнес-образования нуждается в реформах. Отдельные шаги в этом направлении уже делаются, но реальных плодов пока мало.

Сергей Савин, совладелец Hard & Soft Group и радиостанции «Радио Maximum Серпухов - 100,7 FM», уже был обладателем двух дипломов российских вузов, когда в 2009 г. поступил на совместную программу EMBA ИБДА РАНХиГС со школой менеджмента Университета Антверпена. Несмотря на большой опыт студенческой жизни, он был поражен организацией учебного процесса в ИБДА. Взять хотя бы лекторов. Иностранные преподаватели казались ему настоящими актерами, легко удерживающими внимание аудитории и вызывающими ее симпатии. «Был, правда, один американский преподаватель по коммерческому праву, в прошлом военный, а по некоторым признакам бывший сотрудник ЦРУ. Он вышел к нам как к настоящим врагам, был напряжен, агрессивен и полон стереотипов. Но шутками и прибаутками мы его сломали. Он поменялся», - вспоминает Савин.

Благостная атмосфера на лекциях ничуть не мешала преподавателям ставить студентов в жесткие рамки и предъявлять к ним высокие требования. «Я постоянно пребывал в жесточайшем стрессе. Не ожидал, что учиться будет так сложно», - признается Савин. В то же время студенты российских бизнес-школ, как ему казалось, «в своих школах просто штаны протирали ради красивой корочки». «И зачем они заплатили столько денег? На работу все равно с нулевыми знаниями вернулись», - недоумевает он и тут же делает неутешительный вывод: российские бизнес-школы, с его точки зрения, совершенно неконкурентоспособны по сравнению с западными.

В чем быть лучшими

У российского бизнес-образования много критиков. Лучшие российские бизнес-школы могут дать фору даже таким учебным заведениям, как Гарвард или Стэнфорд, возражает Сергей Мясоедов, президент РАБО и проректор РАНХиГС. Однако для этого нужно одно важное условие - школы должны доказать мировому бизнесу, что никто лучше их не разбирается в тонкостях деловой жизни в России и других странах БРИКС.

Эти знания могут стать нашим конкурентным преимуществом на мировом рынке бизнес-образования. «Сейчас главные задачи, стоящие перед отечественными MBA-школами, - это интернационализация, улучшение качества программ и поиск своей ниши на международном рынке бизнес-образования», - говорит Мясоедов. Именно поэтому, добавляет он, ведущие бизнес-школы России настроены на получение международной аккредитации.


За рубежом неизвестны

Международная аккредитация означает наличие в школе высококлассных зарубежных преподавателей и иностранных студентов, говорит Алексей Ищенко, бизнес-коуч и преподаватель Высшей школы менеджмента СПбГУ, Высшей школы бизнеса МГУ и еще нескольких российских бизнес-школ. «Но как сделать так, чтобы к нам поехали студенты из Европы, а не откуда-нибудь из Гвинеи или Колумбии, как это было в советские времена?» - задается он вопросом.

Западные работодатели не знают российских бизнес-школ и не готовы брать на работу людей с российскими дипломами, продолжает Ищенко. Более того, если до прошлого года считалось, что для работы в России достаточно получить диплом российской MBA-школы, то теперь это не так. «Один мой клиент был финансовым контролером в компании, которая работала на российском рынке. А потом его вдруг пригласили в Дубай и спросили, есть ли у него диплом MBA. По счастью, он ранее учился в Лондонской школе бизнеса, что работодателя устроило. Будь у него российский диплом, еще неизвестно, смог ли бы он получить эту работу», - рассказывает Ищенко. По его наблюдениям, подобное сейчас нередко происходит.

Поэтому российские менеджеры часто стараются получить диплом именно западной бизнес-школы. Недаром отток студентов в зарубежные школы бизнеса за последний год сильно увеличился, замечает Юрий Тазов, проректор «Мирбиса».

Заманить преподавателя

Еще одна большая проблема в том, как заполучить зарубежных звезд в качестве постоянных преподавателей, говорит Алексей Ищенко. Престижные международные школы требуют, чтобы преподаватель работал на постоянной основе только в их учебном заведении. Соответственно, приехать в Россию такой профессор не сможет. Разве что будет прилетать на несколько лекций, как это зачастую происходит сейчас.

В итоге, если даже российские МВА-школы получат столь желанную международную аккредитацию, стандарт преподавания они все равно изменить не смогут и конкурентоспособными на мировом рынке станут не скоро, уверен Савин. «Поэтому я ратую за другое решение - альянс наших школ с западными. Когда объединяются два бренда, слушатели получают двойной диплом, который годится и для России, и для Запада», - говорит он. «Европейцы, конечно, и сейчас испытывают к нам недоверие. Но в нынешней экономической ситуации многие западные бизнес-школы стремятся увеличить свои наборы за счет выхода на другие рынки и создание сети. Они пойдут и в Россию», - добавляет Савин.
«И потенциальные студенты, и работодатели оценивают бизнес-школы в первую очередь по их положению в признанных международных рейтингах», - замечает Ищенко.

Жизнь без госдиплома


На фоне забот о получении международной аккредитации российские бизнес-школы решают для себя еще и проблему получения аккредитации внутренней, российской. И делается это тоже для повышения конкурентоспособности и привлечения студентов.
«Для нас прошедший год был очень сложным. После отмены государственного диплома MBA мы стали терять слушателей. Многие говорят нам: «Зачем учиться, если мы получим непонятную бумажку вместо полноценного диплома», - жалуется Наталья Медведева, директор института дополнительного профессионального и бизнес-образования МЭСИ.

Эти изменения в жизни МЭСИ и других бизнес-школ наступили после принятия в середине 2011 г. поправок в действующий закон об образовании, которые отменили госаккредитацию программ повышения квалификации и переподготовки, куда входят и программы MBA.
Отмена госдиплома дала школам больше свободы в формировании программы и больше возможностей повышать уровень преподавания, подчеркивает Медведева. «Но абитуриенты и студенты пока с недоверием относятся к самой идее национальной аккредитации. А вот отсутствие госстандарта их отпугивает», - замечает Медведева. «Нас ждет нелегкий переходный период», - добавляет она со вздохом.

Перемены просто необходимы. Отечественный рынок бизнес-образования стагнирует из-за экономических и демографических проблем России, подчеркивает Юрий Тазов из «Мирбиса». В прошлом году, отмечает он, наборы немного росли лишь в некоторых топовых бизнес-школах, в большинстве известных школ они стагнировали, а в менее престижных и вовсе падали. «Я знаю бизнес-школы, где было три группы MBA, а осталась только одна», - добавляет Ищенко.

По мнению Ищенко, нынешнюю реструктуризацию бизнес-образования в России переживут только конкурентоспособные школы, остальные закроются. Сейчас, уточняет Тазов, в России 53 бизнес-школы, но международная аккредитация есть только у девяти из них. Остальным будет сложнее выжить.

Подальше от теории


Студенческий состав программ EMBA с каждым годом молодеет. Еще несколько лет назад средний возраст слушателя был 40-42 года, в 2013 г. - уже 35-37 лет, рассказывает Светлана Маркова, координатор совместной программы EMBA ИБДА РАНХиГС со школой менеджмента университета Антверпена.
«Новое поколение менеджеров приходит в бизнес-школы, чтобы стать хорошими практиками бизнеса, а не теоретиками», - говорит она. Школы же, пытаясь соответствовать веяниям времени, идут студентам навстречу. «Наши слушатели делают реальные проекты для реальных компаний. Обычно формируется команда из трех-четырех человек, и они разрабатывают проект, который потом воплощают в жизнь за стенами школы», - рассказывает Маркова.

Бывает и так, продолжает Алексей Ищенко, что работодатель посылает в бизнес-школу сразу 4-5 человек, которые в рамках MBA-программы разрабатывают конкретный проект или стратегию компании: «Собственник думает: «У меня бизнес средней руки. Но я хочу конкурировать с западными игроками и готов заплатить деньги за то, чтобы школа создала и обучила для меня сильную команду». Таким образом, отмечает Ищенко, компания решает сразу две проблемы - воплощает в жизнь реальный проект и готовит себе кадровый резерв. Он предсказывает, что количество корпоративных студентов будет расти, потому что работодатели будут все чаще заключать со школами договоры на обучение целой команды и разработку в стенах школы конкретного бизнес-проекта.

Сценарии личностного роста


Еще одно модное веяние - проведение коучинговых сессий и тренингов личностного роста в рамках MBA-программ, эта тенденция активно развивается, говорит Юрий Тазов из «Мирбиса».

«В бизнесе любые переговоры похожи на театральную драму со своими героями, драматическими поворотами и открытым концом», - шутит Александр Богза, коммерческий директор компании «Мосинжбетон». Он признается, что перед каждыми переговорами прописывает для себя приблизительную сценарную канву того, что будет происходить. А еще он жалеет, что, когда шесть лет назад учился в Высшей школе бизнеса ГУУ, программа не включала коучинговые сессии или занятия в бизнес-театре. Позже, на работе, он был вынужден сам осваивать знания и навыки, которые мог бы дать коуч, потому что они были необходимы для управления людьми и ведения переговоров.

Коучинг и тренинги по развитию личностных качеств повышают результативность работы студентов, говорит Ищенко. Они выходят из школы более подготовленными к жизни в бизнесе. И их высокие результаты становятся конкурентным преимуществом для школы, замечает он.
Ищенко позитивно смотрит в будущее. Он считает, что российские бизнес-школы развиваются в том же направлении, что и западные. «Но нам не нужно 100 лет, как Гарварду. Мы живем в мире, где все происходит в 10 раз быстрее, чем во времена основания этого вуза. И если российская система бизнес-образования круто изменится в ближайшие годы, то мы найдем свою нишу на мировом рынке», - заключает он.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования