Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


26.09.2012 / Анастасия Соколова, Владимир Еремин
Источник: газета "Известия", приложение "Бизнес-образование"

III Народный рейтинг бизнес-школ 2012 г. (полный текст)

Анкетирование проводилось с марта по июнь в рамках исследования MBA порталом «МВА в Москве и России» выполняемого совместно с порталом Superjob.ru. Каждый выпускник программы МВА, заполнив анкету на ресурсе mba.su, мог оценить результаты своего обучения в бизнес-школе по пяти параметрам: «увеличение дохода»,  «карьерный рост», «развитие бизнеса», «создание бизнеса», а также -  «полезность установленных связей».

Выпускникам предлагалось выставить баллы от 1 (бесполезно) до 5 (максимальная польза) по итогам своего обучения в бизнес-школе. При этом школы бизнеса оцениваются не по количеству аудиторий, преподавателей, наград и рекламному присутствию в СМИ, а по реальной отдаче для тех, кто в них прошел обучение.

Как и в прошлом году, информация о Народном рейтинге-2012 распространялась через интернет; кроме того, мы обращались в российские бизнес-школы, предложив им оповестить своих выпускников о проходящем опросе. Активно проявили себя ассоциации выпускников ведущих бизнес-школ, уверенные в высоком качестве образования в своей alma mater. Такую позицию можно приветствовать - лидеры всегда сами заявляют о себе. Шорт-лист участников рейтинга формировался, исходя из минимального представительства - не менее 25 анкет от школы бизнеса.

Всего в опросе приняли участие 838 выпускников 49 российских бизнес-школ из пяти регионов: Москва (33), Санкт-Петербург (5), Поволжье (5), Урал (2), Сибирь (4).

Среди участников опроса было 69,7% мужчин и 30,3% женщин, что примерно соответствует гендерному составу слушателей МВА российских бизнес-школ.


Возраст участников исследования



Результаты школ бизнеса, различающиеся менее, чем на 1% считались равными; оценки результатов обучения считались по медиане. Окончательно, в соответствии с баллами, места в Народном рейтинге MBA.SU/Известия - 2012 распределились следующим образом:

Таблица Народного рейтинга бизнес-школ 2012 (увеличить)


Принявшие участие в анкетировании также оценили известность российских бизнес-школ, ответив на вопрос «какие три лучшие школы бизнеса, кроме собственной, Вы знаете». «Принцип Евровидения» был использован, чтобы школы, представленные большим числом анкет, автоматически не получали более высоких оценок. Таким образом, был составлен рэнкинг известности брендов российских школ бизнеса.

Результаты выпускников МВА в нескольких случаях совпали с результатами 500 топ-менеджеров без степени MBA, которых на ту же тему опрашивал портал Superjob. Очевидно, что выпускники MBA лучше ориентируются в рынке бизнес-образования; однако и те, и другие часто не могут назвать ту или иную школу бизнеса, действующую под материнским брендом крупного ВУЗа.


Комментарии к результатам опроса:


1.   Увеличение дохода и карьерный рост, как результаты обучения в школе бизнеса большинство выпускников бизнес-школ, принявших участие в опросе, оценивает как хорошие.

2.   Довольно сдержанно выпускники оценили подготовку к созданию собственного бизнеса. Конечно, не все слушатели программ МВА ставили перед собой задачу создать свой бизнес, отдавая предпочтение карьере наемного менеджера. Однако, стоит признать, что направление обучения предпринимательству является наименее проработанным в российских школах бизнеса и часто сводится к небольшому курсу. Тем более, что спрос на такие знания будет расти на фоне кризисных явлений в экономике. Например, по данным обследования 2011 г. Quacquarelli Symonds (QS) TopMBA.com каждый третий поступающий на программу МВА в западных бизнес-школах, планирует открыть собственный бизнес.

3.   Степень полезности установленных во время обучения деловых связей также оценивается ниже других показателей. Возможно, играет роль фрустрация на фоне завышенных ожиданий, которые, в определенной степени, формируются и подогреваются самими бизнес-школами. Для повышения качественного состава групп МВА можно было бы ужесточить вступительные испытания, но похоже, большинство отечественных бизнес-школ к этому пока не готово.

4.   За двадцатилетний период развития российского бизнес образования немногим бизнес-школам удалось сформировать свой собственный бренд. Такой результат не всегда зависит только от размеров  рекламных бюджетов; ряд хорошо узнаваемых брендов принадлежит довольно небольшим бизнес-школам.

Оригинал статьи

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования