❶ ТОП-33 РОССИЙСКИХ БИЗНЕС-ШКОЛ. НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ MBA.SU - 2024 (полная версия) НОВОЕ !
❷ МВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ СКАНДИНАВСКОЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ
❸ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Как создать идеальный университетский рейтинг
В недавно вышедшей статье «Учиться нужно всю жизнь» в Ведомостях, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) Ольга Дергунова, помимо прочего, сказала следующее:
«Уже 14 лет в стране существует народный рейтинг программ Executive Education, но он затрагивает лишь малую часть того, чем занимаются бизнес-школы. Поэтому мы сейчас с другими коллегами - а в стране активно функционирует около 30 бизнес-школ, обсуждаем принципы создания национального рейтинга. Кстати, президент страны на ПМЭФ-2023 дал поручение* включить в национальные рейтинги университетов такой показатель, как уровень зарплаты выпускников, - это тот критерий, который необходим для рейтингования в первую очередь именно программ по менеджменту. <..> Уже создана основа, на которую можно опереться. Мне кажется, это отличная возможность для отрасли договориться и создать за 10?20?30 лет эффективный способ оценки качества образования, который учитывал бы международный опыт и российскую специфику».
Рейтинг - важнейший инструмент, прежде всего, для выбора образовательного учреждения абитуриентами и их родителями (в случае первого высшего). Место в рейтинге демонстрирует интегральную оценку деятельности бизнес-школы по подготовке специалистов по определенным учебным программам. Спектр возможных показателей обширен, степень их прямого или опосредованного влияния на результат определить крайне сложно. Более того, представления о желаемом результате обучения у организаторов обучения и тех, кто учится, могут сильно различаться. Поэтому главное при создании рейтинга - суметь выбрать основные критерии, непосредственно определяющие качество образования.
Народный рейтинг, отмеченный руководителем ВШМ СПбГУ, ограничивается самой важной частью бизнес-образования, которое дают бизнес-школы - программами MBA, EMBA, DBA. Он не распространяется на программы высшего образования. На мой, сугубо личный, взгляд, бизнесу (да в какой-то степени, и менеджменту) учить зеленых студентов довольно бессмысленно, т.к. теоретические знания не ложатся на личный практический опыт, а следовательно так остаются теоретическими. Впрочем, я могу и ошибаться.
Как мы видим, поставлена задача создания рейтинга программ высшего образования. Главный вопрос, который возникает, когда речь идет о составлении рейтинга - кто его будет составлять? Все известные мировые рейтинги бизнес-школ составляются либо СМИ («The Economist», «Financial Times»), или независимыми рейтинговыми компаниями (Quacquarelli Symonds, Eduniversal Evaluation Agency, РА "Эксперт"), или ассоциациями (Российская Лига МВА-MBA.SU). Все эти агенты независимы от бизнес-школ и их деятельности. А независимость рейтингующего от объекта рейтингования - базовое условие по-настоящему объективных результатов.
Задача непростая, и подводных камней здесь немало. Например, создание рейтинга ассоциацией участников - юридических лиц чревато большими сложностями и трениями внутри самой ассоциации. Если обратиться к истории, то подобный случай был описан в давнем нашем материале «Унтер-офицерская вдова сама себя отрейтинговала». Обсуждение критериев, удовлетворяющих все бизнес-школы, может тянуться довольно долго и не привести ни к какому результату. Ведь для одних бизнес-школ более выгодны одни критерии, для других бизнес-школ - другие. Например, для многих западных рейтингов бизнес-школ важными являются: процент женщин в группе, процент интернациализации, для других - процент докторов и кандидатов наук среди преподавателей, для третьих - наличие эндаумент-фонда, для четвертых - число топ-менеджеров крупных компаний среди выпускников (интересно, за какой период?), для пятых - наличие собственного кампуса и т.д. Если собрать все это вместе, то мы уже сейчас, до всякого нового рейтинга, можем назвать бизнес-школы, которые займут в нем первые места.
Рассказывают, лет пятнадцать назад, тогдашний президент РАБО Леонид Евенко "изнутри" пытался организовать работу по выработке объективных критериев оценки деятельности бизнес-школы, но работа забуксовала ввиду разных подходов бизнес-школ. Особенно уязвимым местом была экспертная оценка, на чем настаивали ведущие бизнес-школы. Но в сильно конкурентной среде отечественного бизнес-образования, оценки "экспертов" неизбежно будут опротестовываться по признаку авторитетности, либо будут не свободны от подозрений в особом отношениий к тем или иным школам. Если же экспертов брать из числа работодателей и эйчаров, то и те, и другие, в принципе, не в состоянии оценивать качество образования в разных бизнес-школах, да и университетах в целом - их кругозор и информированность, как правило ограничиваются либо собственной компанией, либо кругом заказчиков.
Известна система "перекрестного опыления" бизнес-школами друг друга - в рейтинге Eduniversal деканы бизнес-школ голосуют за партнеров и знакомых, продвигая друг друга вверх по рейтинговой таблице. Это несерьезно и нам вряд ли подойдёт. Теоретически возможен вариант "раздачи всем сестрам по серьгам", с массой показателей, который позволит всем участникам войти в топ. Но, кажется, это подрывает саму идею ранжирования.
Главная проблема рейтингования учебных заведений - критерии качества образования. «Уровень заработной платы по итогам обучения» - безусловно, важнейший; он показателен и применяется во многих зарубежных рейтингах. В отечественных реалиях добиться объективных данных очень сложно. В западной ментальности, напротив, ответ на вопрос о размере зарплаты не является чем-то из ряда вон выходящим. У нас по-другому: о цифрах своей зарплаты люди предпочитают не говорить или занижают их; «процент роста заработной платы после окончания обучения», в частности, используемый в Народном рейтинге бизнес-школ-совсем другое дело. Но это критерий для работающих выпускников MBA И EMBA, а не для выпускников первого высшего образования. Заработная плата для выпускников MBA И EMBA, хотя и является значимым результатом обучения, не исчерпывает пользу и личные достижения, которые подчас оказываются более важными. И зарплата, и карьерный рост, и деловые связи, и личное и профессиональное развитие (показатели Народного рейтинга) - все эти показатели вместе сообщают нам о качестве обучения, которое призван оценить рейтинг.
Возвращаясь к заработной плате, можно с высокой долей вероятности предположить. что у выпускников столичных вузов она окажется самой высокой, и это при рейтинговании ставит региональные вузы в неравное положение. Подобная проблема возникнет и при составлении рейтинга бизнес-школ в отношении региональных школ, если принимать во внимание уровень дохода выпускников в абсолютных цифрах.
Критерий «доля выпускников, которые нашли работу по специальности в течение года после окончания обучения» для рейтинга вузов был бы хорош, если бы удалось откуда-то взять репрезентативные данные. Какие-то данные по выпускникам вузов, очевидно, концентрируются в Минобре и Росстате, а к выпускникам executive education этот критерий неприменим.
Другая сложность: вузы с программами управленческой направленности будут иметь серьезное преимущество перед остальными - кто у нас сейчас не менеджер?
Как видно, даже на первый взгляд, вопрос создания рейтинга университетов далеко не прост, и потребует от его организаторов больших интеллектуальных усилий. Но поскольку к его разработке привлечены силы ведущих бизнес-школ, есть твердая надежда на успех.
* В поручении Пр-1619, п.1е идет речь о "формировании национальных рейтингов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, предусмотрев оценку эффективности их деятельности по показателям, отражающим уровень трудоустройства выпускников, уровень их востребованности на рынке труда и уровень их заработной платы".
Сроком доклада по этому вопросу установлено 1 сентября 2023 года.
президент ИМИСП Сергей Кириллович Мордовин
«Моя давняя и неизменная позиция: бизнес-образование это - не первое высшее образование ни в коем случае! Это - развитие практиков управления, независимо от их базового высшего образования (кстати, далеко не факт, что всегда обязательного!).
Именно поэтому всегда с большим недоверием относился и отношусь с подготовке «менеджеров высшей квалификации» в рамках любого, даже самого замечательного, вуза на программах первого высшего образования. Как показывает опыт, американский подход «сначала управленческое образование, а уже потом познание отрасли, в которой «менеджеру высшей квалификации» случится работать», у нас не работает совсем!
Поэтому всячески поддерживая всевозможные рейтинги и рэнкинги, не хочу выглядеть дилетантом, оценивая возможные подходы к рейтингу вузов. Для меня главный критерий качества - оценка Клиента! А вот кто именно является клиентом вуза для меня большой вопрос. Слишком многочисленна армия стейкхолдеров в данном случае! Это: и сам выпускник, и его родители, и государство и проч. Соответственно, слишком многокритериальный подход видимо нужен в данном случае.
Конкретно анализировать предлагаемые варианты рейтингования вузов (почему речь идет только об университетах?) не возьмусь, не считаю себя компетентным это делать».