Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
EN
Авторизация
Видео о МВА
Народный рейтинг МВА
Индекс популярности MBA.SU
Аккредитации
Отзывы выпускников
Оценки выпускников
АКТУАЛЬНО ЛОЯЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ БИЗНЕС-ШКОЛ И КАК ОНА ПРОЯВЛЯЕТСЯ
02.11.2016 / Мария Подцероб
Источник: Ведомости

Как бизнес-школы завлекают слушателей на курсы Mini MBA

С недавних пор в бизнес-школу «Мирбис» все чаще приходят слушатели, чьи обязанности в кризис расширились. На полный двухгодичный курс MBA у менеджеров нет времени – в сжатый срок им нужно получить специальные знания, которые можно сразу же применить на работе, рассказывает директор по маркетингу школы Федор Федоров.

Для них «Мирбис» разработала специальный краткосрочный курс повышения квалификации на базе MBA. Слушатель присоединяется к последней трети обычного двухлетнего курса MBA, посещает занятия в течение 7–8 месяцев, платит 135 000 руб. (вместо 580 000 руб. за полный курс) и изучает сугубо практические дисциплины, например управление проектами или стратегическую устойчивость предприятия на конкурентном рынке. По окончании слушатели получают удостоверения о повышении квалификации. Чтобы получить степень МВА, им нужно продолжить обучение и закончить полную программу, говорит эксперт.

Из-за кризиса набор на традиционные программы MBA упал по всей России примерно на 10–15%, констатирует президент Российской лиги MBA Юрий Тазов. По его сведениям, в 2016 г. дипломы МВА получили в России 4500 человек, а программы Executive MBA закончили 500 человек. В то же время, рассказывает Тазов, сильно вырос спрос на гораздо более дешевые краткосрочные программы профессиональной переподготовки, их сейчас предлагают многие компании и бизнес-школы.

Чудодейственная вывеска

Сокращенный формат часто именуют Mini MBA, хотя, по сути, это просто набор тренингов, рассказывает руководитель направления по работе с клиентами бизнес-школы «Сколково» Максим Фельдман. Он добавляет, что «Сколково» тоже реагирует на новые веяния и создает множество краткосрочных специализированных курсов. Но эти курсы не имеют ничего общего с настоящей программой MBA. Школа не собирается обманывать своих слушателей, добавляет Фельдман.

По классификации международной организации AMBA программа MBA должна включать не менее 650 аудиторных учебных часов, напоминает проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов. Он говорит, что даже по этому критерию краткосрочные курсы в 250, а то и в 100 часов не могут считаться курсами MBA.

Гендиректор московской City Business School Наталья Лагенен считает, что образовательный процесс должен строиться не по стандартам AMBA, а в соответствии с российскими законами об образовании, которые не запрещают школам создавать укороченные курсы профессиональной переподготовки и называть их Mini MBA.

В западных бизнес-школах, говорит она, тоже немало подобных курсов, хотя они не называются Mini MBA из-за более строгих законов в сфере образования. Краткосрочные программы MBA – грамотный маркетинговый продукт, признает директор бизнес-школы «Синергия» Григорий Аветов. В его школе тоже есть 48-часовые программы Mini MBA, на которых за 40 000 руб. управленцев обучают считать прибыли и убытки, составлять бюджет организации и выбирать показатели для управленческого учета.

По сути, эти программы не имеют никакого отношения к полноценной полуторагодовой программе MBA, которую школа продает за 1 млн руб. Но название Mini MBA помогает продажам, утверждает эксперт.

Молодым и малым

По словам Лагенен, на Mini MBA чаще всего поступают молодые люди, только что получившие высшее образование или имеющие среднее специальное образование. Они не могут позволить себе полноценную учебу на MBA, но нуждаются в знаниях для карьерного продвижения.

Другие школы делают ставку на мелкий и средний бизнес, которому полноценные программы МВА не по карману. По словам Федорова, в «Мирбисе» слушателями Mini MBA чаще всего становятся менеджеры среднего звена 27–35 лет из малого и среднего бизнеса.

Первая ступень

Закончив укороченную программу, управленцы и предприниматели часто понимают, что получили лишь поверхностные знания, своего рода «образовательный фастфуд», и им надо либо учиться дальше, либо нанимать консультантов, рассказывает Мясоедов.

А преподаватель Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Алексей Ищенко говорит, что многие слушатели курcов Mini MBA потом идут на полноценную программу MBA и платят полную стоимость за полутора- или двухлетнее обучение.

Представители школ это подтверждают. Например, в 2015–2016 учебном году из 400 студентов, поступивших на программу MBA в «Мирбисе», около 90 человек пришли после окончания курса Mini MBA, говорит Федоров.

Школы таким образом нашли действенное решение проблемы увеличения снизившегося набора, объясняет Ищенко. Сначала слушатель платит небольшую сумму за краткий курс, а потом, войдя во вкус учебы, платит за полноценное образование, заключает эксперт.

(в сокращении)

 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования