Опрос

Ваше отношение к бизнес-образованию в 2017 г.?







 

Как ухватить кейс за живое? [MBA.SU, 19.12.2016]


На днях прочитал в WSJ статью, в которой на примере бизнес-школы университета Айовы (США) рассказывалось о внедрении в обучение «живых» кейсов. Подзаголовок статьи «Профессора отказываются от метода кейс-стади и просят студентов решать реальные проблемы компаний», конечно, мало соответствует действительности – в массе американские бизнес-школы и не думают отказываться от кейсов.

Однако, тема «живых кейсов» – одна из любимых в последнее время у многих российских бизнес-школ. Что нам «гарвардские кейсы», какие-то Эппл, Фаберлик и Дженерал Моторс? «Примеры вялых стратегий, неудачных решений, методы проб и ошибок». То ли дело – наш реальный менеджмент, тут есть, чему поучиться.

Так говорят обычно слушатели МВА, когда начинают встречаться с академическими кейсами, большинство из которых иностранные. У многих возникает вопрос, зачем нам анализировать какие-то заграничные ситуации? Мол, у нас в ООО «Пупкин интернейшнл», все по-другому: и поставщики (гадюки!) не всегда выполняют обязательств, и персонал (паразиты!) никудышный, работать не хочет, и оборудование (мать его!) на ладан дышит, и проверки задолбали…Что нам иностранный опыт?

Если мы заведомо не занимаемся введением слушателей в заблуждение, и не пытаемся выдать микроситуации из своей бизнес-практики за полноценные бизнес-кейсы, возникает вопрос, откуда мы черпаем информацию?
Обычно им разъясняют, что для выработки навыков анализа рыночной ситуации и принятия стратегических решений все эти, по сути, мнимые «отличия» отечественного бизнеса не важны. Но когда из-за кризиса спрос на программы бизнес-образования стал падать, костлявая рука маркетинга заставила изобретать всякие небылицы, вроде новых, «живых» концепций управления («живые бактерии» и «живое пиво» к тому моменту уже изобрели).

Кейсам тоже досталось: отечественные образцы часто стали именоваться «живыми». Вопрос о том, являются ли они кейсами в классическом понимании, так и остался открытым. Зато теперь поступающие в бизнес-школу частенько слышат, что они будет постигать премудрости МВА не по чужим образцам, а решая «настоящие» живые кейсы. Такие слова обычно снимают вопросы о связи обучения с практикой и действуют успокаивающе на любого зануду.

Если мы заведомо не занимаемся введением слушателей в заблуждение, и не пытаемся выдать микроситуации из своей бизнес-практики за полноценные бизнес-кейсы, возникает вопрос, откуда мы черпаем информацию? Если это – побочный результат консалтинговой деятельности бизнес-школы или преподавателя, то они, будучи связанными договорными или этическими обязательствами, не вправе раскрывать детальную информацию, и в этом случае такой кейс станет малоотличим от «неживого» кейса.

Откуда возьмет информацию для собственного «живого» кейса сам слушатель? Прихватит с работы пару аналитических отчетов (один, который делала в прошлом году консалтинговая фирма, другой – сводный отчет маркетингового отдела и отдела продаж) и будет анализировать вместе с одногруппниками и преподавателем? Или поступит проще – скачает с компьютера какую-нибудь внушительную презентацию, например, годовой отчет о работе компании перед акционерами, с трендами, цифрами, графиками и выводами…Это тоже интересно анализировать, но тогда – в чем урок? Ведь такой «живой кейс» не структурирован, и, скорее всего, не содержит необходимой информации для реализации учебных целей. Кроме того, он не завершен во времени, т.е. к моменту окончания слушателем бизнес-школы последствия принятых решений будут еще не ясны.

А слушатель, который попробует добыть информацию стратегического уровня о своей компании для использования в виде «живого кейса», должен понимать, что доступ к ней получат не только его коллеги по группе, но и преподаватель, который сплошь и рядом – еще и бизнес-консультант. А дальше – члены аттестационной комиссии, администраторы, архивисты….

Как же ухватить кейс за живое? Лучший вариант, когда учится сам руководитель компании, который снабдит группу почти всей необходимой информацией. Почти – здесь не фигура речи – поскольку, во-первых, существует коммерческая тайна, а во-вторых, наверняка возникнет желание утаить некомплиментарную информацию о своей компании. С другими компаниями все сложнее.

Если разбираться, какие, собственно, проблемы компании в состоянии решить слушатели, когда для них эти проблемы являются всего лишь частью учебного процесса? Вероятно, какие-то достаточно простые и, конечно, не связанные с стратегическим развитием компании. Мне доводилось присутствовать на защитах дипломов МВА в нескольких бизнес-школах, и я не могу сравнить уровень дипломной работы выпускника МВА с отчетом консалтинговой фирмы. Тут так: или ты – студент и тренируешься, или ты работаешь на всю катушку.

Каков же вывод? То, что бизнес-школа пытается предлагать своим слушателям решать актуальные проблемы реальных компаний в реальном времени, прекрасно. Но вряд ли стоит отказываться от академических кейсов и уповать на то, что обучение на основе их полумифической, «живой» разновидности, способно совершить чудо.

mba.su


19.12.2016 Юрий Тазов, президент Российской Лиги МВА

 

 

 

Опрос

Какая специализация программы МВА Вам наиболее интересна?



















Инфографика

MBA в Москве и России © 2004-2017, МБА в Москве и России
MBA.SU не несет ответственности за мнения авторов публикуемых материалов и информацию бизнес-школ. При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал mba.su с указанием гиперссылки.