Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "КТО НАС БУДЕТ УЧИТЬ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


12.01.2020 / Юрий Тазов
Источник: MBA.SU

Когда у нас появится своя Лига Плюща?

Юрий Тазов

Российская Лига МВА,
президент

В программе РБК ТВ от 9 января 2020 г. «Ценные кадры: сколько стоят топ-менеджеры из России» приняли участие президент РАБО, директор ИБДА РАНХиГС Сергей Мясоедов и президент МШУ «Сколково» Андрей Шаронов.

Скажу сразу: ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, к сожалению, так не прозвучал. Но это и не столь важно, уровень зарплат топ-менеджеров в крупных компаниях, особенно зарубежных, более-менее известен. Гораздо важнее состоявшийся разговор о качестве управленческого образования.

В обсуждении, как один из важнейших, и даже новых, был поднят вопрос о формировании  у российских управленцев  т. наз. «мягких навыков». Soft skills в программах МВА и ЕМВА в ведущих бизнес-школах преподаются давно и не без успеха. Формированию у слушателей мягких навыков в программе МВА уделяется, впрямую, не меньше четверти программного времени (по мнению Сергея Мясоедова, совокупно - все 80%). Какова же результативность? Опросы портала MBA.SU в течение 10 лет,  каждый год показывают, что в наибольшей степени выпускники бизнес-школ удовлетворены именно своим личным и профессиональным развитием. Сегодня в российской экономике трудятся  около 70 тысяч менеджеров с МВА. Конечно, этих цифр недостаточно, но очевидно, что решение проблемы низкой производительности труда и управленческой компетентности руководителей на государственном уровне выходит далеко за рамки наличия у них развитых soft skills, и не все тут зависит от бизнес-школ. При том, что необходимость обучения руководителей всех уровней самоочевидна и критически важна.

Участники программы не обошли вниманием тему присутствия наших менеджеров на мировой арене, а тезис «нам нужно, чтобы больше российских менеджеров вошли в руководство международных компаний» прозвучал, чуть ли не как государственная задача. Конечно, углубление  экономической интеграции с мировым рынком необходимо, но, думается, оно будет происходить не за счет кооптирования туда российских топ-менеджеров. Если продолжать разговор о перспективах участия российских менеджеров в руководстве международных компаний, очевидно, что речь должна идти о подготовке не просто руководителей, которые владеют управленческим инструментарием, а руководителей-лидеров, лидеров-универсалов, хорошо знающих и сам бизнес, и обладающих талантом организатора. Таких, как упомянутые в программе «отец космонавтики» С.П.Королев или основатель Google Сергей Брин.

Бизнес-школы часто используют слоганы, типа,  «мы готовим лидеров». Но, вопрос о том, может ли бизнес-школа превратить любого учащегося менеджера в лидера, пока остается открытым. Если исходить из того, что сто процентов поступающих в бизнес-школу являются уже  состоявшимися или потенциальными лидерами, то, наверное «огранка» и «доводка» их талантов может быть успешной. Но, к сожалению,  далеко не все поступившие в  бизнес-школы таковы. Для перехода к реальной подготовке руководителей-лидеров бизнес-школам потребовалось бы сильно ужесточить адмиссионные процедуры и сократить набор. Эти меры сильно ударят по финансовой устойчивости бизнес-школ, но несомненно будут способствовать повышению престижа бизнес-образования.

Престиж российского бизнес-образования, конечно, нужно повышать. Вопрос, как это сделать? Андрей Шаронов предлагает: «нужно, чтобы передовые компании, государство демонстрировали внятные сигналы о том, что человек с хорошим бизнес-образованием, помимо его прочих статусов,  имеет преимущества перед тем, кто такого образования не имеет».  Да, в тех же США, где 4 из 10 менеджеров имеет степень МВА, такие сигналы демонстрируются, но система встраивания выпускников бизнес-школ в бизнес складывалась в течение более ста лет, и совсем в других условиях. Реализация этого предложения в недирективной экономике, по нашему мнению, весьма затруднительна. Можно ли законодательно или как-то еще обязать ведущие компании преимущественно продвигать на руководящие посты менеджеров с «хорошим» МВА? Что вообще понимать под «хорошим бизнес-образованием», какие показатели принимать в расчет? Наличие у бизнес-школы мировых аккредитаций, позиций в мировых рейтингах, что-то еще?  Будут ли включены в число обладателей «хорошего бизнес-образования» выпускники, например,  онлайн-программ МВА? Кто и как будет определять провайдеров "хорошего образования"?

Думается, государство вряд ли сможет помочь повышению престижа бизнес-образования (вспомним, кстати, с каким энтузиазмом отечественные бизнес-школы приняли в 2012 году избавление от государственной опеки). Повышение престижа собственного и российского бизнес-образования, в целом - первоочередная забота бизнес-школ. Чем выше качество их выпускников МВА и ЕМВА, тем выше репутация и престиж. Может быть, тогда и у нас появится своя Лига Плюща.

Интересное видео, всем советую посмотреть.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования