Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


05.12.2021 / Сергей Шестаков
Источник: Журнал «Эксперт Северо-Запад»

Константин Кротов: Просто надо быть отличной бизнес-школой

Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского университета (ВШМ СПбГУ) официально подтвердила аккредитацию международной ассоциации AACSB. Это само по себе огромное достижение еще и ставит Бизнес-школу в исключительное положение обладателя «тройной короны» аккредитаций, включающей также EQIUS и AMBA. Как заслужить «коронацию» - поговорили об этом с первым заместителем директора ВШМ СПбГУ Константином Кротовым.


- Что означает для бизнес-школы обретение аккредитации AACSB и «тройной короны»?

- Это означает, что бизнес-школа может все; нет таких задач, которые были бы не под силу команде этой школы. Существует множество аккредитаций, национальных и международных, однако самыми престижными и желанными в мире бизнес-образования являются AACSB, AMBA и EQUIS. Аккредитацию AMBA ВШМ СПбГУ получила в 2008 году, EQUIS - в 2012, а теперь и AACSB. Это называется «тройная корона», и она есть у 110 бизнес-школ в мире, что составляет менее 1 процента от их общего количества. Вхождение в этот, без преувеличения, элитный клуб означает, что ВШМ СПбГУ способна системно поддерживать требования международных стандартов: качество ее программ - устойчиво, исследования - высокого уровня, бизнес-школа является заметным игроком на мировом рынке.

- Что это даст школе в будущем?

- Ближайший и самый очевидный эффект - имиджевый. «Тройная корона» позволит нам расширить и усилить и без того лучшую в России сеть академических партнерств с ведущими бизнес-школами мира, а также обновить форматы существующих партнерств. Основными направлениями будут не только программы обмена, но и исследовательские проекты, двойные дипломы и, возможно, что-то совсем инновационное. Мы также рассчитываем на увеличение притока студентов и слушателей, особенно иностранных, ведь ВШМ СПбГУ становится еще более международной и еще более заметной в глобальном масштабе.

- Абитуриенты уже научились учитывать наличие аккредитаций у вуза при выборе учебного заведения?

- Есть заметная разница между восприятием аккредитаций у российских студентов и иностранных, вне зависимости от уровня программы. Для последних аккредитации, как и рейтинги, - это понятный и привычный показатель качества. При поступлении российские абитуриенты в меньшей степени ориентируются на них, потому что практически отсутствует рынок аккредитованных школ. За время обучения наши студенты проникаются философией аккредитаций, видя работу их механизмов изнутри, в действии - это и система качества, и непрерывные улучшения, и многое другое. К слову, преимущество аккредитованных школ очень важно для преподавателей, которые рассматривают ВШМ СПбГУ как место работы. Поэтому с точки зрения бренда работодателя «тройная корона» точно поможет привлечь блестящих преподавателей и исследователей, пожалуй, даже с мировыми именами.

- Какие усилия пришлось предпринять для подтверждения аккредитации AACSB, что именно поменяла в себе ВШМ СПбГУ ради нее?

- Прежде всего AACSB привнес в школу уже упомянутую систему качества. Она реализуется через созданный нами комитет Assurance of Learning, в задачи которого входит мониторинг достижения целей каждой программы, регулярная выработка плана улучшений и оценка эффективности его внедрения. Например, по ряду программ мы ставим одной из задач обретение студентами навыков стратегического планирования. Очень четко прописываем их, определяем, как будем измерять достижение этих навыков. Делаем ежегодные замеры и, если нужная планка не достигнута, предлагаем план улучшений. Если результат наоборот - очень хороший, пересматриваем задачу и ставим более амбициозную. И это непрерывный процесс для каждой программы. Кроме системы качества мы переформулировали миссию и утвердили новую стратегию, пересмотрели систему оценки достижений преподавателей.

- Насколько процесс подтверждения аккредитации AACSB похож на EQIUS и AMBA?

- Самые главные принципы одинаковы - существуют международные стандарты, которым школа должна соответствовать: каждый раз ВШМ СПбГУ пишет отчет о самообследовании, и каждый раз нас оценивает комиссия, состоящая из настоящих профессионалов - руководителей других бизнес-школ. Различия в деталях. В AACSB, например, более длительный предаккредитационный процесс, гораздо большее внимание к процессам и показателям, комиссия взаимодействует со школой в течение полугода до момента аккредитации. В EQUIS таких коммуникаций нет. Однако главный смысл - в одном. Надо просто быть отличной бизнес-школой. Если ты плох - как бы ты ни «упаковывал» и ни «подавал» свою работу, в хорошую она не превратится.

Наивно пытаться ввести кого-то в заблуждение. Ведь к нам, в конечном счете, приезжают не для того, чтобы «проверить успеваемость», а чтобы помочь стать лучше. Собственно, в AACSB это подчеркивают. Вручение аккредитации - не самоцель.

- С вашей точки зрения, насколько в принципе объективна система международных аккредитаций и могут ли быть более адекватные показатели качества образования в вузах?

- Международные системы оценки субъективны - и в этом их прелесть. Оценивают живые люди, которые видят контекст. Они могут ошибаться, могут давать собственные интерпретации, с которыми мы можем быть не всегда согласны. Но именно это - хорошо. Потому что эти конкретные люди - профессионалы, которые коллективно оценивают вашу работу по известному и детализированному набору критериев, собранному в стандарты по опыту очень многих школ. Понимаете, это ассоциация экспертов, которые неравнодушны к проблемам образования и помогают друг другу стать еще лучше.

- На кого из участников клуба «тройной короны» хотелось бы равняться?

- Сложно сказать. На слуху, конечно, самые известные школы: HEC-Paris, WU, Bocconi, NUS и Tsinghua. Но ведь слава - это еще не все. Когда мы идем на аккредитацию, мы сравниваем себя с коллегами и видим, что ВШМ СПбГУ вроде ни на кого не похожа - и похожа на всех одновременно. В этом смысле правильное сравнение - с самими собой: следить за динамикой и стараться стать лучше. Одним из преимуществ аккредитаций является то, что ты видишь интересные решения в других школах и можешь адаптировать их под себя. Например, прижившийся формат встреч преподавателей для обсуждения актуальных проблем преподавания мы взяли у французской IESEG, а гибридные аудитории смотрели у испанской IE и американской Harvard Business School.

- Наличие аккредитации сказывается на степени успешности трудоустройства выпускников? Работодатели уже научились смотреть на этот показатель?

- Работает обратная логика. На ВШМ СПбГУ смотрят как на бизнес-школу, выпускающую специалистов такой высокой марки, что они гарантированно востребованы в лучших компаниях на самых интересных позициях и успешно двигаются по карьерной лестнице. То есть аккредитация работает как знак качества - но не для работодателя, а для соискателя. Надо понимать, что работодатели, причем как отечественные, так и зарубежные, предельно рациональны - в хорошем смысле этого слова. Они смотрят именно на качество работы наших выпускников, а не на титулы. Тем не менее, мы планируем вести большую разъяснительную работу о том, что значат международные аккредитации. Но закономерность именно такая: чем выше качество нашего образования - тем лучше наши выпускники - тем больше мы достойны аккредитации.


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования