Независимый эксперт №1 по MBA в России с 2004 года
Создан выпускниками MBA и EMBA
Авторизация
 ПОПУЛЯРНОЕ 

СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ADVANCED MANAGEMENT ЦМП МВА ФЭСН РАНХиГС ДЛЯ УПРАВЛЕНЦЕВ-ВИЗИОНЕРОВ
ПОСТУПЛЕНИЕ НА МВА: "С КЕМ Я БУДУ УЧИТЬСЯ?"
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА ПРОГРАММ MBA/ EMBA (ОПРОС 2024)


14.09.2015 / Михаил Малыхин
Источник: Ведомости, 14 сентября 2015 г.

14.09.2015. Российские бизнес-школы повышают цены на курсы MBA

Подавляющее большинство российских бизнес-школ повысили цены на свои курсы с весны, утверждает Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА, проведя в конце августа анализ открытых данных. Опрошенные «Ведомостями» представители учебных заведений подтверждают его выводы.
«Практика установления цен у большинства российских бизнес-школ, предлагающих программы МВА, обычно основывается на бенчмаркинге, - говорит Тазов. - Мало где детально считает реальную себестоимость своих программ МВА и больше смотрят на действия других участников рынка. Эти действия различаются в зависимости от ценового сегмента предлагаемых программ».

Фиксируют в валюте

Самая дорогая в России по стоимости обучения Московская школа управления «Сколково» формально сохранила с весны цену своей флагманской 18-месячной модульной образовательной программы «Сколково MBA» на уровне 60 000 евро. «Стоимость программы MBA у нас зафиксирована в евро, однако, учитывая экономическую ситуацию, мы входим в положение студентов и стараемся минимизировать зависимость стоимости программы от колебания курса валют, - поясняет Максим Фельдман, руководитель отдела по работе с клиентами Московской школы управления «Сколково». - Мы предлагаем целый ряд решений: от фиксации курса валюты ниже рыночного уровня до гибкой системы скидок. Например, наибольшие скидки при раннем поступлении и ранней оплате обучения, а в моменты наибольшего колебания валют мы можем фиксировать курс евро на месяц или два». По его словам, с января 2015 г. стоимость программы MBA в рублях для потенциальных слушателей не изменилась. В «Сколково» напоминают, что после новогодних праздников (15 января) по официальному курсу ЦБ евро стоил 78 руб., тогда как 11 сентября - 77.

«Да, из-за валютных колебаний стоимость подобных программ для школы растет, - добавляет Андрей Шаронов, ректор Московской школы управления «Сколково». - Но мы не экономим на качестве образования, не снижаем нашу планку требований к профессорам». Он напоминает, что «Сколково» предлагает лекции западных профессоров, а также российских экспертов-практиков.

Почти не изменила в этом году цену Международная школа бизнеса (МШБ) Финансового университета. Ее представитель Мария Мышлявкина рассказала «Ведомостям», что стоимость программы MBA вечернего формата осталась без изменений и составляет 594 000 руб. Стоимость же программы MBA формата выходного дня увеличена - раньше она составляла 594 000 руб., включая стажировку в Германии, теперь же стажировку предлагается оплачивать отдельно: она обойдется в 1350 евро. Стоимость программы MBA модульного формата ранее составляла 594 000 руб., включая стажировку. «Принимая во внимание, что основной контингент программы MBA модульного формата - это преимущественно региональные руководители, которые дополнительно оплачивают проживание и транспортные расходы, для этой программы МШБ в текущей экономической ситуации подготовила специальное ценовое предложение - 485 000 руб., - поясняет Мышлявкина. - Теперь стажировка в Германии в данном формате не является обязательной, но возможна ее организация за дополнительную оплату».

«На программе MBA мы повысили стоимость обучения незначительно - на 7,7%. На других программах - аналогичная ситуация», - рассказал «Ведомостям» Константин Кротов, первый заместитель директора Института «Высшая школа менеджмента» Санкт-Петербургского государственного университета. По его словам, повышение связано с тем, что существенная доля затрат приходится на валютные платежи - приглашенные иностранные преподаватели, учебная литература на английском языке и т. п. Однако для иностранцев, если они считают стоимость программы, например, в долларах, стоимость, наоборот, значительно упала.

Поднимать цены или нет

Юрий Тазов, президент Российской лиги МВА:
«Школы бизнеса, предлагающие программы МВА премиального ценового сегмента (свыше 600 000 руб. за два года), могут позволить себе рискнуть, увеличив их стоимость до 20% и выше - за ними стоят, как правило, сильные государственные бренды. Тем не менее и они хеджируются от колебаний валютного курса, введя в цену составляющую в долларах, фунтах или евро. Объяснением этого является необходимость оплаты зарубежных стажировок, включенных в состав программы МВА, и оплаты иностранных преподавателей. Например, стоимость русскоязычной программы МВА Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС увеличилась на 12% и составила в пересчете по текущему курсу около 770 000 руб. В то же время англоязычные программы МВА, реализуемые с зарубежным партнером, подорожали на 50% (например, программа МВА с бизнес-школой Kingston - 1,46 млн руб.). Ресурс инфляционной корректировки в виде сокращения продолжительности программ на несколько месяцев бизнес-школы уже использовали в предыдущие один-два года. Сейчас для значительной части бизнес-школ, имеющих программы МВА среднего ценового сегмента (480 000-600 000 руб. за два года), настало время провести корректировку самих цен. Например, ставшие в последнее время очень популярными программы по управлению проектами (например, у Высшей школы управления проектами ВШЭ) подросли на 14%. Однако подавляющее число бизнес-школ занимает консервативную позицию, полагая, что не стоит искушать судьбу в условиях экономического кризиса, поэтому цены на программы МВА не увеличивает. Прежней осталась цена программы МВА, например, в ЛИНК (549 000 руб.) и Высшей школе корпоративного управления (480 000 руб.), а также в Высшей школе менеджмента ВШЭ (690 000 руб.). Другие даже выводят на рынок новые продукты по цене прошлого года; так поступила, например, бизнес-школа «Мирбис», анонсировав три новые программы МВА за 540 000 руб.».

Отложенная компенсация

В «Мирбисе» три года не повышали цены, решились это сделать к осени нынешнего года, рассказал «Ведомостям» представитель школы бизнеса. Так, 20-месячный модульный курс «Стратегический менеджмент и предпринимательство» весной стоил 540 000 руб., сейчас - 560 000 руб., сокращенный курс подорожал с 420 000 до 460 000 руб.
«Цена 690 000 руб. была у нас вплоть до февраля этого года, когда мы набрали последнюю группу по этой цене. С осени цены были увеличены до 790 000 на вечерние программы и 740 000 - на модульную. Затраты наши увеличились», - краток Лев Татарченко, директор Высшей школы менеджмента НИУ «Высшая школа экономики».

«Программа МВА «Стратегия» стоит 549 000 руб. Весной цена поднялась на 30 000», - признает Михаил Корытный, проректор МИМ ЛИНК. По его словам, его Международный институт менеджмента не повышал цены года два, но весной принято решение скорректировать цены в соответствии с инфляцией. Корытный напоминает, что МИМ ЛИНК является партнером Школы бизнеса Открытого университета Великобритании и слушатели программы МВА ЛИНК за часть модулей получают документы этой школы бизнеса. В свою очередь, МИМ ЛИНК производит определенные взаиморасчеты с Открытым университетом, и выросший курс фунта стерлингов повлиял на расходы.

«Известную часть расходов школе приходится оплачивать в валюте», - поясняет рост цен в своем учебном заведении Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС при президенте РФ. По его словам, это прежде всего платежи за обучение слушателей в период зарубежных модулей стажировки в Кембридже и в Академии менеджмента в Германии, оплата разработчику - школе INSEAD имитационной компьютерной игры «Стратегия голубого океана», которая используется в учебном процессе, а также гонорары преподавателям, приезжающим из-за рубежа. «Если в условиях резких и непредсказуемых колебаний курса рубля не зафиксировать соответствующую часть платежа в валюте, школа рискует недополучить средства, необходимые для обеспечения высокого качества обучения слушателей», - поясняет Чеканский. Он отмечает, что рост цены в разы меньше темпа инфляции и далеко не полностью компенсирует рост затрат. «Но мы считаем такую ситуацию справедливой. Мы не стремимся переложить все тяготы кризиса на наших слушателей», - поясняет декан.

Кризис в руку

Все без исключения опрошенные «Ведомостями» представители российских бизнес-школ не сомневаются, что экономический кризис подстегнет интерес к бизнес-образованию и рост цен потенциальных слушателей не отпугнет. Чеканский считает ценовую стратегию своего института эффективной. «На вопрос о конкурентоспособности цен отвечают абитуриенты. По данным на 7 сентября, число заявлений на наши программы МВА и ЕМВА, открывающиеся в октябре, на 40% превышает количество заявлений, поданных на ту же дату год назад», - говорит он. Не сомневается в росте спроса на знания и Шаронов: «Даже в разгар кризиса спрос на бизнес-образование есть, хотя рынок сильно меняется». В Финансовом университете уверены, что интерес к бизнес-образованию и стремление к саморазвитию, особенно в нынешнем тренде LLL (Life Long Learning), у российских управленцев лишь усилит потребность в получении качественных образовательных услуг. «Это значит, что наши программы будут востребованы на рынке», - уверена Мышлявкина.

«Как показывает опыт предыдущих лет, в кризис люди начинают по-другому думать, - говорит Анжелика Мирзоева, директор Школы бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России. - И как правило, люди, думающие о будущем, в кризисный период задумываются об учебе». Вложение в себя - это самая беспроигрышная инвестиция, не сомневается Мирзоева: «Сегодня ты вложишься, а завтра эти вложения принесут дивиденды в виде повышения по службе, нового бизнеса или нового партнера. Поэтому можно сказать, что в нынешней ситуации к нам приходят самые мотивированные слушатели, которые не боятся кризисов, с перспективой смотрят в будущее и мыслят стратегически». В ее школе цены также выросли, к примеру, полуторагодичный вечерний курс «Общий и стратегический менеджмент в международном бизнесе» подорожал с 600 000 до 690 000 руб.
«Есть неизбежные траты на организацию учебного процесса - это затраты на оплату труда преподавателей и бизнес-тренеров, затраты на закупку и печать литературы, использование инфраструктуры, затраты на организацию выездных учебных сессий. Анализ нынешней ситуации с ценами на бизнес-образование показывает, что цены увеличились не более чем на инфляционный процент, - отмечает Мирзоева. - И обусловлено это не столько тем, что повысилась оплата труда преподавателя, сколько тем, что выросли затраты на сопутствующие расходы, которые неизбежно сопровождают учебный процесс».


 

 

Будь в курсе!
Подпишись на новости бизнес-образования